Истинное понимание тавхида

3 Май 2016 1596

1) Разъяснение тавхида и его видов

Тавхид – это убеждение в единственности Всевышнего Аллаха, в его сущности, качествах и действиях, вместе с убежденностью, что только Он достоин поклонения.

Всевышний Аллах Един в Своей Сущности. Нет ничего и никого, подобного Ему, равно как и Он ничему не подобен.

Всевышний Аллах Един в Своих качествах (сифатах). Ни одно из Его качеств не подобно качествам Его творений, как и ни одно из качеств Его творений не подобно Его качествам.

Всевышний Аллах Един в Своих действиях. Нет ничего и никого, что могло бы соучаствовать с Ним в Его действиях, как и ничто из Его творений не способно творить без Его Воли и Могущества. Он Тот, Кто создал нас и все наши действия.

Всевышний Аллах – Единственный, Кто достоин поклонения, ибо поклонения достоин только тот, кто обладает вышеперечисленными качествами.

Это те убеждения, с которыми пришли все пророки, начиная от Адама и до нашего Пророка (да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада и всех пророков). И это те убеждения, которые наделяют человека почётным званием муваххид («придающий единобожие», «монотеист»). Иметь эти убеждения есть наивысшая радость для человека.

Слово «Ар-Рабб» означает «Господь» и является одним из имен Всевышнего Аллаха. Для того чтобы человек признавал Аллаха Господом, необходимо, чтобы он имел вышеперечисленные убеждения.

Также он должен быть убеждён в следующем:

1. в том, что существование Всевышнего Аллаха обязательно само по себе;

2. в том, что только Аллах обладает всеми совершенными качествами;

3. в том, что Аллах пречист от всех недостойных качеств;

4. в том, что следует покоряться всему тому, что пришло от Всевышнего Аллаха.

Совокупность всех этих качеств именуют «тавхид-рубубийя». И для того, чтобы человек считался муваххидомв этом виде тавхида, он должен иметь все эти убеждения без исключения. Если, к примеру, кто-то обладает всеми этими убеждениями, но вместе с тем убеждён, что что-то может приносить пользу или вред самостоятельно, без воли и могущества Аллаха или оно соучаствует с Аллахом в этом, то такой человек не является муваххидом в тавхиде-рубубийя.

Слово «Аль-Илях» означает «Бог» и также является одним из имён Всевышнего Аллаха. Бог – это тот, кому поклоняются с убеждённостью, что он достоин поклонения. Это убеждение называют «тавхид-улюхийя». Для того, чтобы человек был муваххидом в этом виде тавхида, необходимо, чтобы он поклонялся только Аллаху с убеждённостью, что только Он достоин поклонения.

Слово «Аль-Илях» в арабском языке неразрывно связано со словом «Ар-Рабб», потому что не поклоняются чему-либо без убеждения, что оно обладает качеством рубубийи/господства.

Авторитетный арабский лингвист Абу Мансур Аль-Азхари (ум. в 370 г. по хиджре) пишет в своей книге «Тахзибу аль-люгати», разъясняя значение слова «аль-илях»:

قال: ولا يكون إلها حتى يكون معبودا وحتى يكون لعابده خالقاً، ورازقاً،ومدبِّرا، وعليه مُقتدِرا، فَمن لم يكن كذلك، فليس بإله

«Сказал (Абу аль-Хайсам): “Не будет что-то богом, пока не будет объектом поклонения и пока не будет для поклоняющегося ему творцом, наделяющим пропитанием, управляющим делами и могущественным над ним. А если не будет так, то он не будет богом”».

(Абу Мансур аль-Азхари, «Тахзибу аль-люгати», раздел «Валяха», ИД «Дару ихьяиат-турасиль-араби», первое издание, Бейрут, 2001 г.)

Исходя из этого, тавхид-рубубийя и тавхид-улюхийя неразрывно связаны друг с другом, и ни одно из них не может существовать отдельно от другого. Отсутствие одного из них указывает на отсутствие другого. Равно, как и наличие одного из них указывает на наличие другого.Если человек убежден, что некто имеет качества рубубийи ,значит, он будет и поклоняться ему. И наоборот, если он поклоняется чему-то, значит убеждён, что оно обладает хотя бы одним из качеств господства/рубубийи.

Именно поэтому Всевышний Аллах в Коране, призывая поклоняться только Ему, описывает вместе с этим и качества Своего Господства, как например в суре «Марьям»:

وَإِنَّ اللَّه رَبِّي وَرَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ هَذَا صِرَاطٌ مُسْتَقِيمٌ

(Смысл): «Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь, так поклоняйтесь же Ему, это есть правильный путь». (Сура «Марьям», 36)

То есть поклоняйтесь Аллаху, потому что Он является Господом. Или, например, в другом аяте суры «Марьям»:

رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَاعْبُدْهُ وَاصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا

(Смысл): «Он Господь небес и земель и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение в поклонении Ему. Знаешь ли ты Ему равного?». (Сура «Марьям», 65)

Что значит: поклоняйтесь Ему, потому что только Он обладает качествами господства. Везде, где Всевышний Аллах призывает поклоняться Ему, Он описывает и разъясняет рубубийя, потому что не поклоняются кому-либо, в наличии чьих качеств не убеждены. Поэтому слова «Ар-Рабб» и «Аль-Илях» в шариатском значении связаны ещё теснее, чем в лексическом значении.

В Коране есть множество аятов, где каждое из этих слов содержит значение другого. Разъяснение этому будет далее, если на то будет воля Аллаха.

Продолжение следует…

Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.