Разъяснение понятия «ибада» – поклонение

20 Май 2016 1385

Тавхид-улюхийя – это убеждение в том, что только Аллах достоин поклонения. И нет никаких сомнений, что мушрики времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были мушриками в этом виде тавхида. Вследствие отнесения к их идолам некоторых качеств господства, они были убеждены, что их идолы также достойны поклонения, потому и поклонялись им. Однако наше разногласие с ваххабитами состоит в том, что именно является поклонением (ибадой). По причине их неправильного толкования понятия «ибада» они посчитали некоторые действия мусульман поклонением, к примеру, просьбу о помощи у тех, кто находится далеко, или у умерших.

Поэтому нам сначала следует разъяснить, что именно является поклонением, и дать понятию «ибада» конкретное определение.

Лексическое значение слова «Ибада» – принижение и покорность, но лексическое значение данного слова не может быть его определением в Шариате, потому что нам велено быть приниженными и покорными не только Аллаху, но и, например, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), родителям, правителям и т.д. Если бы простое принижение и покорность считалось поклонением, то получалось бы, что Шариат повелевает делать запретное, а это абсурд.

Прежде чем разобрать понятие «ибада» в Шариатском значении, необходимо также ознакомиться со следующими понятиями: «та’а» и «курба». Эти три понятия близки по значению, но всё-таки каждое из них обособляется своими смысловыми нюансами. Разницу между ними разъясняет Мухаммад ат-Таханави (умер в 1158 г.) в своей книге «Кашшафу истиляхатиль-фунун»:

 «Понятие «та’а» более общее, чем понятие «ибада»,потому что «ибада» в большинстве случаев используют для возвеличивания Аллаха предельным образом. А слово «та’а»используют в выполнении как повелений Всевышнего Аллаха, так и других повелений. Понятие «убудийя» есть проявление приниженности перед Всевышним, а понятие «ибада» более выразительное, потому что используется при предельной приниженности. Понятие «та’а» значит выполнение веленого, даже если это будет велено в желательной форме, и оставление запретного, даже если это будет указано как нежелательное. Выплата долга, содержание супруги и тому подобное есть (та’а) подчинение Аллаху, но не является (ибадой) поклонением. Дозволено подчинение (та’а) не Аллаху не в греховном, но не дозволено поклонение (ибада) кому-то, кроме Всевышнего Аллаха.

Понятие «курба» более частное, чем понятие «та’а», потому что в «курба» человек знает того, к кому он желает приблизиться этим действием. Понятие «ибада» – более частное, чем эти два понятия («та’а» и «курба»), так это приводится в книге «Кулийят» Абу аль-Бакаъ».

Мухаммад бин Али ат-Таханави, «Кашшафу истиляха аль-фунун», 2/1123, ИД «Мактабату Любнан», Бейрут, 1996 г.

В итоге получается, что есть три понятия:

1. «Та’а» – подчинение; чтобы что-то считалось «та’а», необходимо выполнение веленого и отказ от запрещённого.

2. «Курба» – доброе дело, которым приближаются к кому-либо; чтобы что-то считалось «курбатом», необходимо знание того, к кому приближаются.

3. «Ибада» – поклонение; чтобы какое-то действие считалось поклонением, необходимо подчинение.

Однако определение термина «ибада» как подчинение не есть его Шариатское определение, так как существует множество действий, в которых есть подчинение, но вместе с тем они не считаются поклонением, например, целование детьми ног родителей или земной поклон пророку Юсуфу (мир ему) его родителями и братьями.

Именно поэтому необходимо дать понятию «ибада» чёткое и ясное определение, чем мы сейчас и займёмся, по воле Аллаха.

Когда используют слово «поклонение», то под этим подразумевают две вещи:

1. Сам акт поклонения, то есть действие поклоняющегося.

2. То, каким образом поклоняются, то есть намаз, пост, хадж и т.д.

Рассмотрим каждое из них по отдельности.

1.Поклонение, в смысле действия поклоняющегося.

Подчинение и покорность не будут считаться поклонением, пока не будет соблюдено одно из двух условий.

Первое условие – убеждение в наличии какого-либо качества господства в том, кому подчиняются.

Это проясняется при детальном анализе аятов Корана, разъясняющих как убеждения и поклонение мусульман, так и убеждения и поклонение мушриков.

Из этих аятов становится ясным, что:

1) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения в том, что Он приносит ему помощь:

Смысл: «Нет помощи ни у кого, кроме как у Аллаха, Могущественного, Мудрого». (сура «Али Имран», 126)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит ему помощь:

 (Смысл): «Они (мушрики) поклоняются помимо Аллаха божествам, надеясь, что они им помогут». (сура «Ясин», 74)

2) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах его оберегает и защищает:

 (Смысл): «Аллах – самый лучший Защитник и самый Милостивый». (сура «Юсуф», 64)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его оберегает и защищает:

أَمْ لَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ مِنْ دُونِنَا

(Смысл): «Неужели у них есть божества, которые защитят их от Нас». (сура «аль-Анбияъ», 43)

3) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах приносит пользу и вред:

وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ ۖ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

(Смысл): «Если Аллах принесет тебе вред, то никто не сможет устранить его, кроме Него, а если Аллах наделит тебя добром, то Он над каждой вещью мощен». (сура «аль-Ан’ам», 17)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит пользу и вред:

إِنْ نَقُولُ إِلَّا اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوءٍ

(Смысл): «Мы (мушрики) только можем сказать, что один из наших богов причинил тебе (пророк Худ) вред». (сура «Худ», 54)

4) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах является его Покровителем:

فَاللّهُ هُوَ الْوَلِيُّ

(Смысл): «Аллах является Покровителем». (сура «Аш-Шура», 9)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его покровитель:

وَالَذِّينَ اتَخَّذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ اللّهُ حَفِيظٌ عَلَيْهِمْ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ

(Смысл): «Если кто-либо взял себе в покровители кого-то иного, помимо Аллаха, то Он хранит их [дела и поступки до Дня Суда], а ты (Мухаммад) не в ответе за них». (сура «Аш-Шура», 6)

5) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах возвеличивает и унижает:

 (Смысл): «Воистину, все величие принадлежит Аллаху». (сура «Юнус», 65)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол возвеличивает и унижает:

وَاتَخَّذُوا مِنْ دُونِ اللّهِ آلِهَةً لِيَكُونُوا لَهُمْ عِزًّا

(Смысл): «Они взяли себе, помимо Аллаха, божества, чтобы те возвеличивали их (помогали им)». (сура «Марьям», 81)

6) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах наделяет его пропитанием:

قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

(Смысл): «Скажи (Мухаммад): воистину, мой Господь увеличивает и уменьшает пропитание, кому пожелает, однако большинство людей не ведают об этом».(сура «Ас-Сабаъ», 36)

Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол наделяет его пропитанием:

إِنَّ الَذِّينَ تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللّهَِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِنْدَ اللّهِالرِّزْقَ

Смысл: «Воистину, те, кому вы поклоняетесь, неспособны наделить вас хоть чем-то из пропитания, так просите же у Аллаха пропитания». (сура «аль-Анкабут»,17)

Таким образом, становится ясным, что любое подчинение и принижение будет поклонением, если оно сопровождено убеждением о наличии каких-либо качеств господства в том, кому подчиняются. Если же не будет такого убеждения, то подчинение и принижение не считается поклонением и, следовательно, не будет считаться ширком.

Такое подчинение будет считаться почитанием и проявлением уважения, и оно может быть, как дозволенным, например, земной поклон ангелов пророку Адаму (мир ему), так и запретным, например, земной поклон Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), шейхам, родителями т.д. Но все это никак не может быть ширком, без наличия убеждения господства в том, кому совершают земной поклон.

Земной поклон (суджуд) не считается поклонением в своей основе (ибадазатийя. Если бы было так, то Всевышний Аллах не повелел бы ангелам совершить суджуд Адаму (мир ему).

Известно, что их земной поклон не считается поклонением, потому что они не были убеждены в наличии качеств господства или божественности в Адаме (мир ему). Этот земной поклон считается приветствием и проявлением уважения и был дозволен до прихода нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем такой вид приветствия был отменен (мансух) и стал считаться запретным.

Второе условиеубеждение в наличии качества божественности в том, кому подчиняются.

Священный Коран во многих местах разъясняет нам, что мушрики подчинялись своим идолам из-за убеждённости в том, что они являются божествами. Подчинение чему-то с убежденностью, что оно является божеством, есть поклонение.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللِّه آلِهَةً أُخْرَى قُلْ لَا أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌوَإِنَّنِي بَرِيءٌ مِمَّا تُشْرِكُونَ

(Смысл): «Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Аллахом есть другие божества? Скажи (Мухаммад): я не свидетельствую (об этом). Скажи: только Аллах– Единственный Бог, и я не причастен к тем, кого вы придаете Аллаху сотоварищем».(сура «Аль-А’нам», 19)

Мушрики были настолько убеждены в божественности своих идолов, что даже не могли понять, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог призывать их к Единому Богу:

أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ

(Смысл): «Неужели он (Мухаммад) сделал божества Единым Богом? Воистину, это удивительное дело». (сура «Сад», 5)

Отсюда следует, что если кто-то подчиняется кому-то без убеждения наличия в нём каких-либо качеств господства или божественности, то такое подчинение не считается поклонением.

Напомним также, что убеждение в наличии в ком-то качества божественности неразрывно связано с убеждением наличия в нем качества господства. Если кто-то убеждён в наличии в ком-то качества божественности, то есть считает, что этот кто-то достоин поклонения, значит, он убежден в наличии в нём и каких-либо качеств господства. И наоборот, если кто-то убеждён в наличии в ком-то качеств господства, значит, он убеждён и в наличии в немкачества божественности, то есть считает, что он достоин поклонения.

Продолжение следует…

Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.