Существует ли в Исламе понятие «падший ангел»?

11 Июль 2016
11235

В нашей религии не существует такого понятия, как «падший ангел», так как ангелы безгрешны, то есть не способны на совершение греха. Они постоянно и без устали поклоняются Всевышнему Аллаху и выполняют Его повеления. Соответственно, не может быть речи об их неповиновении или об их наказании за совершённый грех.

Что же касается Харута и Марута, то это имена двух ангелов, которые упоминаются в 102 аяте суры аль-Бакара. Эти ангелы были направлены к жителям Вавилона, до пророка Нуха (мир ему), как сказал Ибн Исхак и другие. В своё время в Вавилоне очень большое распространение получило колдовство. Эти два ангела давали людям информацию о колдовстве, а не обучали людей колдовству, более того, они запрещали людям заниматься колдовством.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿وَمَآ أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَـرُوتَ وَمَـرُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ﴾

«Ничего не было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой». (сура Аль-Бакара: 102)

Ибн Касир в толковании этого аята пишет:

«Имеются разногласия по поводу этой истории. Из этого аята однозначно можно понять, что Аллах ничего не ниспосылал этим двум ангелам, как об этом сказал аль-Куртуби.

Иудеи же утверждали, что Джабраил и Микаил (мир им) принесли знание о колдовстве двум ангелам – Харуту и Маруту. Но Аллах в аяте опровергает это лживое заявление.

Аль-Ауфи передает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу слов Аллаха: «Ничего не было ниспослано двум ангелам в Вавилоне…», – то есть «Аллах не ниспосылал колдовство».

Ибн Джарир также передаёт мнение Ар-Раби’ ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) по поводу слов Аллаха:«Ничего не было ниспослано двум ангелам»,– то есть «Аллах не посылал знание о магии этим двум ангелам».Ибн Джарир добавляет: «Это наиболее правильный комментарий к этому аяту».

Многие учёные из числа праведных предшественников считали, что Харут и Марут были ангелами, которые спустились с небес на землю и совершили то, о чём говорится в вышеприведенном аяте. Чтобы сопоставить этот аят с догмой, что ангелы защищены от ошибок, мы скажем, что Аллах предварительно знал, что совершат эти ангелы, также, как Он знал о том, что совершит Иблис, но всё же позволил находиться ему с ангелами, как говорит Всевышний Аллах:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُواْ لأَدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис отказался». (сура Таха:116)

А то, что совершили Харут и Марут, менее тяжко чем, то, что совершил Иблис (да проклянёт его Аллах). Аль-Куртуби пишет, что так считали: Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Ка’б Ибн Аль-Ахбар, Ас-Судди и Аль-Кальби (да будет доволен ими Аллах).

Абу Джафар ар-Рази передаёт, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-либо приходил к этим ангелам, чтобы научиться колдовству, они предупреждали его: «Мы – лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!» Они отличали добро от зла и знали, что является верой, а что – неверием. Они также знали, что колдовство является одной из форм неверия. Когда человек настаивал на обучении колдовству, они посылали его в место, где сатана встретил бы его и обучил колдовству. После обучения колдовству свет веры вылетал из человека в небо, и тогда человек восклицал: «О горе мне, горе! Что мне делать теперь!»

Хасан аль-Басри сказал: «Эти ангелы были ниспосланы с магией для того, чтобы испытать людей. Но до того, как они были посланы, Аллах взял с них обещание, что прежде, чем они начнут обучать кого-то колдовству, они предупредят его словами: «Мы – лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!».».

(Мухтассар «Тафсир Ибн Касир»)

Некоторые историки и толкователи Корана приводят историю Харута и Марута и добавляют, что они совершили на земле прелюбодеяние и выпили спиртное, что не соответствует убеждениям мусульман. А другие учёные заявляют, что это ложь и обман, некоторые даже обвиняют в неверии того, кто убеждён в правдивости этой истории. Далее мы приведем слова Ибн Хаджара аль-Хайтами, где он разъясняет эту историю.

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в книге «Фатава аль-Хадисия»:

«Что касается истории Харута и Марута, как это достоверно пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что они были ангелами и что их соблазнила самая красивая женщина того времени, которую звали Захра, и они совершили прелюбодеяние, выпили опьяняющее и убили ребенка. А эта женщина была превращена в известную звезду, так как они обучили её «Аль-исм аль-а'заму», с помощью которого сами поднимались на небеса. С помощью этого («Аль-исм аль-а'заму») она вознеслась на небеса и превратилась в известную звезду. Это является чудом, которое сотворил Аллах в качестве назидания (воспитания) ангелам за их слова, как это достоверно пришло в хадисе: «Когда сотворили Адама, Они (ангелы) сказали:

«Неужели Ты поселишь там (на земле) того, кто будет распространять нечестие?» (сура Аль-Бакара, 30)

Аллах пояснил им, что если Он вложит в них те качества, которые Он вложил в людей, то они также будут распространять нечестие. И они этому удивились. Тогда Всевышний Аллах повелел им выбрать троих ангелов, и они выбрали. Но один из трёх попросил оставить его, и его оставили. Харут и Марут спустились на землю, и случилось с ними то, что случилось, в качестве назидания (воспитания) для остальных ангелов, дабы удерживать их от рассуждения о том, о чём нет у них знания.

То, что я здесь привёл, является ответом на то, что эта истории является необычным делом. Посредством той мудрости, которую я упомянул ответ, становится очевидным для тех, кто отрицал эту историю.

Более того, некоторые преувеличили и сказали: «Тот, кто имеет убеждение в правдивости их истории, впадает в неверие». Но это конечно не так, как они заявляют.

Итак, когда ты узнал, что об этом пришли достоверные хадисы, что это произошло согласно мудрости Всевышнего Аллаха, что это не умаляет (не портит) безгрешность ангелов и также не противоречит никаким правилам и доводам, запомни это и подумай над этим. Поистине, многочисленны разговоры вокруг этой темы, а мнения и предположения противоречат друг другу.

А то, что я здесь привел, является более соответствующим Сунне и не противоречащим правилам Шариата, хотя и не видел я никого, кто бы написал об этом до меня.

Имеется также мнение, что они были не ангелами, а джинами, которые находились среди ангелов. Если посчитать это мнение достоверным, то нет никакой нужды отвечать на их истории. Это было бы подобно тому, что и Иблис не был ангелом, хотя и находился среди них, будучи джинном».

Простым же рабам Аллаха не стоит вдаваться в подробности этих историй и не следует пытаться установить истинность той или иной версии. Лучше всего уповать на Всевышнего Аллаха и приводить то, что пишется книгах истинных учёных Ахль Сунны, не принижая знания и достоинства ни одного из них. А противоречивые моменты лучше всего оставить тем, кто обладает знаниями и разбирается в этих вопросах.

Аллах знает лучше!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.