Сострадание к обездоленному

12 Июль 2016

7 признаков богобоязненности. Третья часть.

Бедность и обездоленность – обязательные элементы любого социума, даже на первый взгляд зажиточного и состоятельного. На протяжении многовековой человеческой истории люди делились на богатых и бедных, сильных и слабых, ведущих и ведомых. Разница состояла лишь в том, что ко второй категории общества относились по-разному, в зависимости от степени духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей. Там, где принципы монотеизма были крепки, царила атмосфера человеколюбия, братства и взаимоподдержки. А в тех регионах, где безбожие и язычество выходили в доминирующие позиции, наблюдался самый что ни на есть разгул гнёта, ущемления прав и преступности. Зачастую в таких обществах бедные и беспомощные люди оставались без социальной опоры и были брошены на произвол судьбы. Всевышний Аллах устами многочисленных пророков призывал к упразднению классового деления, а главное, согласно Божественным заповедям с пониманием относиться к слабому, подавать ему руку помощи.

Образцом такого поведения выступали пророки (мир им), которые на собственном примере демонстрировали, что все люди равны перед Всевышним, и что единственным критерием обособления человека от общей массы населения является богобоязненность.

Подобное отношение ярче всего проявляется в жизнедеятельности пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). После встречи с ангелом Джибрилем и получения первого откровения в пещере Хира, возвратившись домой, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) услышал от своей любящей супруги Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) слова поддержки. Среди сказанного ею были также следующие слова: «…ведь ты помогаешь обездоленным». Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) этим напомнила ему, что он обладает рядом благородных качеств и одно из них – его чуткое отношение к слабым представителям общества. И таковым он был еще до начала посланнической миссии.

После прихода Ислама это его качество начало расти в геометрической прогрессии, и как результат, беззащитные в социальном плане люди первыми пополнили ряды мусульман и приняли на себя всю горечь мекканского политеизма. Надменные вожди курайшитов осуждали Пророка (мир ему и благословение Аллаха) за его связи с низкосортными в их понимании людьми и предлагали ему прогнать их от себя. Со слов Абдуллы ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) передается:

وَرَوَاهُ ابْنُ جَرِيرٍ، مِنْ طَرِيقِ أَشْعَثَ، عَنْ كُرْدُوسٍ، عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: مَرَّ الْمَلَأُ مِنْ قُرَيْشٍ بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَعِنْدَهُ: صُهَيْبٌ، وَبِلَالٌ، وَعَمَّارٌ، وَخَبَّابٌ، وَغَيْرُهُمْ مِنْ ضُعَفَاءِ الْمُسْلِمِينَ، فَقَالُوا: يَا مُحَمَّدُ،

أَرَضِيتَ بِهَؤُلَاءِ مِنْ قَوْمِكَ؟ أَهَؤُلَاءِ الَّذِينَ مَنَّ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنْ بَيْنِنَا؟ وَنَحْنُ نَكُونُ تَبَعًا لِهَؤُلَاءِ؟ اطْرُدْهُمْ عَنْكَ، فَلَعَلَّكَ إِنْ طَرَدْتَهُمْ أَنْ نَتَّبِعَكَ، فَنَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَةُ: {وَلا تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ} {وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ} إِلَى آخِرِ الْآيَةِ

«Ты доволен этими из твоего народа?! Что, нам нужно следовать за ними? Возможно, если ты прогонишь их, мы последуем за тобой».

«Как-то раз некоторые вожди курайшитов проходили мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Заметив, что он находится в обществе таких сподвижников, как Сухайб, Билял, 'Аммар, Хаббаб и другие из числа сподвижников (да будет доволен им Аллах), над которыми посмеивались курайшиты, обратившись к нему, они сказали: «О Мухаммад! Тебя разве устраивают такие последователи? Разве им даровал Аллах праведный путь и истину, выбрав их из нашей среды? Мы что, должны следовать за ними? Прогони их от себя. Если ты прогонишь их, то, возможно, мы последуем за тобой». (Ибн Джарир)

По этому поводу был ниспослан следующий аят Корана:

وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِمْ مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّـالِمِينَ

«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его довольству. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых притеснителей». (Сура «аль-Ан'ам, 52 аят)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не брезговал находиться в обществе бедняка или невольника, он лично брал на себя их заботы, исполнял их нужды. Более того, того, кто приходил на помощь подобным людям, он сравнивал с человеком, совершающим джихад на пути Аллаха, который днем держит пост, а ночью бодрствует. На территории мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине находился навес, под которым круглые сутки находились люди, не имеющие собственного жилья и испытывавшие постоянную нужду. Навес Ас-Суффа служил своеобразным сигналом и напоминанием для мусульман, которые пятикратно посещали мечеть. Не менее ярким сигналом и побуждением выступали изречения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о необходимости заниматься благотворительностью. В одном из таких хадисов сказано:

«Одним из наилучших деяний является принести радости муъмину, прикрыть его наготу, утолить его голод и исполнить его нужду».

Даже когда дело касалось богослужения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сострадал к немощным людям, входил в их положение. «Когда вы руководите коллективной молитвой, то облегчайте ее, ведь среди молящихся есть слабые и немощные люди»,– говорил он.

И в заключение – социальная доктрина Ислама, направленная на устранение классового деления, имела в прошлом исключительный успех. Во времена правления пятого праведного халифа Умара ибн Абдулазиза (да будет доволен им Аллах) бедность фактически была ликвидирована. Благодаря тончайшей политике халифа и грамотному распределению имеющихся в государстве ресурсов в халифате не осталось никого, кто входил бы в категорию бедных и нищих. Этот показатель наблюдался и на извечно страдающем черном континенте – в Африке.

Продолжение следует...

 

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

 

Смотрите также:

7 признаков богобоязненности

Верность данному слову (Аманат)