Доводы имамов мазхабов о чтении Корана умершим

28 Июль 2016
4458

Практика чтения Корана умершим была широко известна в исламской общине на протяжении веков. Это было разрешено факихами, мухадисами и крупнейшими имамами нашей общины. К огромному сожалению, в наше время появились горе-проповедники, которые назвали это действие новшеством и обвинили мусульман в нововведении!

Поэтому в этой статье с помощью Аллаха Всевышнего мы с вами рассмотрим доводы в пользу дозволенности чтения Корана умершим.

Доводы из Сунны:

1. Имам Абу Дауд Ас-Сиджистани передал в своём сборнике хадисов «Ас-Сунан» со слов Макиля ибн Ясара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте (суру) Ясин своим умершим».

Этот хадис, иногда с небольшой разницей в тексте, также передаёт ибн Хиббан в своем сборнике хадисов «Ас-Сахих», Ахмад ибн Ханбаль в своем сборнике «Муснад», Табарани в «Аль-Муджам аль-Кабир», Ибн Абу Шейба в «Аль-Мусаннаф» и другие.

Ибн Хиббан и Хаким посчитали этот хадис достоверным, и Захаби согласился с ними в этом.

(Нуратдин аль-Итр «Илам аль-анам шарх Булуг аль-марам» 2/199)

Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал: «Иснад этого хадиса слабый по причине неизвестности передатчиков Абу Усмана и его отца. Сулайман ат-Тайми – это ибн Тархан, ибн Мубарак – это Абдуллах. Ибн аль-Гаттан указал на изъян хадиса в книге «Баян аль-вахам аль-ихъям» по причине путаницы и неизвестности Абу Усмана и также его отца. И сказал Даракутни, как приводится в книге «Талхис аль-Хабир» (2/104): «Это предание со слабым иснадом и неизвестным текстом. И нет достоверного предания в этом вопросе».

(«Сунан» Абу Дауд)

Можно ли следовать слабым преданиям?

Как видите, этот хадис не является вымышленным. Знающие люди понимают разницу между словами учёного «хадис слабый» и словами «иснад предания слабый».

Как мы увидим с помощью Аллаха, далее в нашей работе есть множество хадисов, которые подкрепляют этот хадис. Но даже если мы признаем, что этот хадис слабый, хочется напомнить читателям слова имама Ан-Навави. В своей книге «аль-Азкар»: «Учёные из числа мухаддисов, факихов и других знатоков религиозных наук говорили, что допустимо и желательно заниматься желательными деяниями, на которые есть указания в слабых хадисах, если только они не являются вымышленными, подобно тому, как желательно использовать такие хадисы с целью исправления, побуждения и устрашения».

В предисловии к своей другой работе «40 хадисов», имам Ан-Навави пишет: «Учёные единогласны в дозволенности следования за слабым хадисом в праведных деяниях».

Нет сомнения в том, что чтение Корана является праведным деянием. Учитывая, что приведённый выше хадис не является вымышленным или крайне слабым, ему можно следовать. И никто не имеет права обвинять в нововведении мусульман, которые читают умершим суру «Ясин».

Шейх, имам, аллама Бадрутдин аль-Айни аль-Ханафи сказал в книге «Умда аль-кари шарх Сахих Аль-Бухари»: «Этот хадис свидетельствует о том, что покойный получает пользу от чтения Корана около него, и он является доводом против мнения тех, кто утверждает, что покойный не получает пользы от чтения Корана».

Когда следует читать суру Ясин?

Как отметил шейх Атия ибн Мухаммад Салим (ум 1420) в книге «Шарх Булуг аль-марам»: «В этом вопросе есть хиляф (противоречие). Следует ли её читать нашим умершим после того, как они скончались? Или её следует читать нашим умершим после того, как их похоронили? Или же её надо читать, когда они находятся на смертном одре?»

Ибн Хиббан аль-Бусти сказал: «Тут имеется в виду тот, к кому пришла смерть. То есть он лишь в начале (этого пути). Что касается умершего, то для него сура не читается».

Имам Абуль Хасан ас-Синди аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) комментируя этот хадис, сказал: «Слова «Читайте суру Ясин вашим умершим» означают, что её следует читать человеку, который находится при смерти, или также можно читать и после смерти».

(«Шарху Сунан ибн Маджа», 2/195)

Шейх ибн Абдульбари аль-Ахдал (ум 1298 по хиджре) сказал в книге «Ифада ат-туллаб»: «Сказал Ас-Суюти и другие учёные из числа шафиитов, что под умершим в этом хадисе подразумевается тот, кто находится при смерти, потому что над уже усопшим человеком эту суру не читают. Но это мнение не является общим, ибо другие учёные сказали, что под умершим имеется ввиду тот, кто действительно уже умер. И это более правильное мнение. Ведь принимать (шариатские) тексты в прямом смысле более правильно, чем принимать их иносказательно, если только нет для этого повода или других доводов. А мнение, что над умершим Коран не читают, не подкреплено доводом. Напротив, оно отвергается законностью чтения над умершим во время заупокойной молитвы, и это не делается кроме как с целью принести пользу усопшему».

2. Имам Бухари передал в своём сборнике «Ас-Сахих» со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды какая-то женщина из племени «Джухайна» пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж, но умерла, так и не совершив его. Могу ли я совершить этот хадж за неё?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, соверши хадж за неё. Скажи, если бы у твоей матери остался долг, разве ты не заплатила бы его?

Платите же долги Аллаху, ибо Он больше всех достоин того, чтобы с Ним рассчитывались сполна!»

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) также передаётся: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и сказал: “О Посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Да”, и добавил: “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”». (Бухари)

Имам Бухари также передаёт со слов матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких».

Хадж и пост являются видами поклонения, также и чтение Корана является поклонением. Если мусульманину дозволено совершать паломничество и держать пост за умершего, ему также будет дозволено читать Коран за умершего.

3. Имам Табарани передал в «Аль-Муджам аль-кабир» со слов Абдуллах ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если умрёт кто-либо из вас, не задерживайте его, поторопитесь его похоронить. И прочитайте около его головы суру Аль-Фатиха, а около его ног – концовку суры Аль-Бакара».

Имам аль-Хейсами в книге «Маджмау аз-заваид» отметил, что в иснаде этого хадиса имеется Яхъя ибн Абдуллах аль-Бабалти, и он является слабым передатчиком.

4. Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «Аль-Мусаннаф» от имама Аш-Шаби: «Ансары читали суру аль-Бакара около умерших».

Автор привёл это предание в главе «Что читается около больного человека, который находится при смерти».

В иснаде хадиса имеется Муджалид, который был чрезвычайно слабым рассказчиком.

Продолжение следует…

Саид Абдулаев​

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.