Всевышний чист от места

4 Август 2016
1322

Выдающийся учёный и шейх Мухаммад Абу Аль-Ясар Абидин (да смилуется над ним Аллах) в книге «Ан-Набаха фи аль-бадаха» пишет:

«Рассказывают, что Имам Аль-Харамайн – наставник имама Аль-Газали – остановился у одного из знатных людей в качестве гостя. У него собрались учёные-богословы и большие люди. Один из присутствовавших на собрании встал и спросил: «Каков довод в пользу того, что Всевышний чист от места (не занимает пространства), а ведь Он сказал: الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى»?

Имам Аль-Харамайн ответил: «Довод в пользу этого – слова пророка Юнуса, сказанные им в утробе кита: «Ля иляха илля анта…». Присутствующие удивились, а хозяин, принимавший гостей, попросил дать разъяснения.

Тогда Имам сказал: «Здесь есть бедняк, на котором долг в тысячу серебряных монет. Выплати за него долг, чтобы я мог разъяснить это». И хозяин взял на себя уплату его долга. Затем Имам продолжил: «Поистине, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправился на Небошествие (Аль-Мирадж) на ту высоту, которую пожелал Аллах, он сказал там: «Ля ухсы санаан ‘алайка анта кама аснайта ‘аля нафсика» – «Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».

А когда пророк Юнус (мир ему) был подвергнут испытанию мраком в глубине моря в утробе кита, он сказал: «Ля иляха илля анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин» – «Нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, пречист Ты, поистине, я принадлежал к числу тех, кто притеснил себя (путём нарушения Твоего запрета)». Так, каждый из пророков (мир им) обратился к Аллаху со словом: «Анта» («Ты»), а это обращение к присутствующему. И если бы Творец был в каком-либо месте, то такое обращение было бы неправильным. Следовательно, это указывает на то, что Господь не занимает места».

Я, шейх Абу аль-Ясар, добавлю: «Я увидел в книге, которую я не помню, что довод извлекается из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не превозносите меня над Юнусом бин Мута и над Мусой бин Имран». Причина того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил запрет превозносить его над Юнусом, заключается в следующем: Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) над Аршем (Троном) и Ар-Рафраф аль-Ахдаром (зелёное крыло, закрывавшее горизонт между небом и землёй) не ближе (в пространственном отношении) к Аллаху, чем Юнус бин Мата (мир ему) в трёх мраках; и Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который увидел своего Господа собственными глазами, не ближе к Аллаху, чем Муса бин Имран, когда Господь сказал ему: «Ты Меня не увидишь, но взгляни нагору. Если она устоит на своём месте, то и ты Меня увидишь». (Сура Аль-Араф, 143).

А поистине, все в равной степени близки к Аллаху, Он с вами, где бы вы ни находились, пречист Он и Всевышен».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.