Средний намаз - какой это намаз

8 Октябрь 2016
6273

Намаз – это одна из основ ислама, он является самым достойным деянием, совершаемым человеком. Полноценно совершённый намаз смывает грехи, очищает человека от прегрешений и оберегает от всего плохого.

Регулярное совершение пятикратного намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек может лишиться самого важного и драгоценного в своей жизни – осознания и ощущения своей связи со своим Творцом.

Намаз – это диалог человека со своим Создателем, регулярность которого периодически –днём и ночью – напоминает человеку о его отношении к своему Создателю. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток: это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Но Всевышний Аллах в Коране выделяет один намаз из этих пяти– средний намаз.

Какой же намаз считается средним?

Всевышний Аллах в Коране говорит:

حَافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلَوةِ الْوُسْطَى وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ

(Смысл): «Соблюдайте все намазы, особенно средний (Аср) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно». (Сура Аль-Бакара, 238)

Всевышний повелел своим рабам исправно и своевременно совершать все намазы, соблюдая все условия и правила, связанные с ними, как об этом говорится в хадисе, приведённом в обоих сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима. От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Однажды я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), “Какое дело является наиболее достойным?” Он ответил: “Намаз, совершённый в установленное для него время.” Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьба на пути Аллаха.” Далее я спросил: “А после этого?” Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проявление почтительности по отношению к родителям”. Если бы я продолжил расспрашивать, то посланник Аллаха продолжил бы отвечать мне». (Бухари 2782, Муслим 85)

Более того, Всевышний Аллах особенно выделяет среднюю молитву, которой, по мнению большинства учёных из числа сподвижников, является послеобеденный намаз («Аср»). Об этом говорят Тирмизи и Багави. Аль-Маварди передаёт, что таково мнение и большинства табиинов (последователей сподвижников). Абу Умар ибн Абдуль-Барр сказал, что этого мнения придерживались большинство учёных хадиса из числа праведных предшественников.

Аль-Хафиз Абу Мухаммад Ад-Димьяти в своей книге о средней молитве сказал, что это молитва «Аср» (послеобеденный намаз). Это мнение считают предпочтительным: Умар, Али, ибн Масуд, Абу Айуб, Абдулла ибн Амр, Сумра ибн Джундуб, Абу Хурайра, Абу Саид, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Ибн Аббас, Аиша (да будет доволен ими всеми Аллах). Такого же мнения придерживались учёные из числа табиинов: Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Джубайр, Ибн Сирин, Аль-Хасан Аль-Басри, Каттада и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Эту же позицию приняли и учёные мазхабов: Ахмада ибн Ханбала, Аш-Шафии и Абу Ханифы (по мнению Аль-Мааварди). По словам Ибн Мунзира, это же мнение предпочли ученики Абу Ханифы Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан, а такжеИбн Аль-Хабиб из числа маликитов (да смилуется над ними всеми Аллах).

Имам Ахмад передаёт от Али (мир ему и благословение Аллаха):

«В день сражения с «Аль-Ахзаб» (союзниками) мы совершили аср-намаз в промежутке между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«شَغَلُونَا عَنِ الصَّلَاةِ الْوُسْطَى، صَلَاةِ الْعَصْرِ، مَلَأَ اللهُ قُلُوبَهُم وَبُيُوتَهم نَارًا»

«Они отвлекли нас от средней молитвы, то есть от послеобеденной молитвы. Да переполнит Аллах их дома и могилы огнём за это».

Затем он возместил этот намаз между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами. (Муслим 627, Имам Ахмад 913)

Также от Сумры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«صَلَاةُ الْوسْطَى صَلَاةُ الْعَصْر»

«Средняя молитва — это намаз Аср (послеобеденный)». (Имам Ахамад)

Вышеприведенные тексты хадисов подчёркивают тот факт, что средний намаз – это и есть послеобеденный намаз («Аср»). Кроме того, имеются и другие хадисы, подтверждающие достоинства аср-намаза, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивает важность совершения послеобеденного намаза, к примеру, хадис, в котором Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 «مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَه»

«Кто пропустил Аср-намаз, тот будто потерял свою семью и имущество. (Бухари 552)

В другом достоверном хадисе от Бурайды ибн Аль-Хусайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«فَإِنَّهُ مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ، فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُه»

«Поистине, тщетны станут дела того, кто пропустил Аср-намаз». (Бухари)

Иногда человек, не замечая времени наступления намаза, продолжает работу, и может получиться так, что он пропустит намаз. Чаще всего это Аср-намаз. Поэтому в священном Коране и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) уделяется такое внимание этому намазу. В свою очередь, и нам следует придерживаться повелений Корана и хадисов и стараться выполнять намазы полноценно, своевременно и качественно.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.