Дозволено ли мусульманину носить галстук?

7 Ноябрь 2016
17753

Мусульманам следует отличаться от немусульман во внешнем виде, а также в одежде, так как к этому нас призывает Ислам. Однако это отличие касается только той одежды, которую носят кафиры или которая является их отличительной чертой.

Например, индуисты носят «зуннар» (священный шнур) на своей шее. Если мусульманин надел его случайно, это не является незаконным, это допустимо для него. Если же он наденет его с намерением подражать индуисту, это будет для него запретным (харам), так как это становится подражанием немусульманам.

Что же касается галстука, если человек может обойтись без него, то так лучше, ибо это не является основным предметом одежды мусульман. Если же человеку по долгу службы или по другой причине приходится носить галстук, то в этом нет ничего запретного.

В давние времена галстук, может, и был предметом одежды неверных, и по этой причине исламские богословы (факихи) не дозволяли мусульманам носить его. Но на сегодняшний день галстук довольно широко распространён среди мусульман. То есть галстук стал предметом одежды большого количества мусульман и тем самым перестал быть отличительным признаком неверных, а те, кто его носят, уже не являются теми, кто подражает неверным.

Современные учёные вынесли фетвы, дозволяющие ношение галстука, потому что решение относительно «ташаббуха» (подражания) немусульманским общинам может измениться под влиянием различных не противоречащих шариату обычаев, ибо общеизвестное в фикхе правило гласит: «Не отрицается изменение определённых хукмов в связи с изменением времен».

Нужно хорошо понимать вопрос подражания – когда это подражание может иметь место и когда оно запрещено. Во-первых, подражание запрещено (харам) в том случае, когда совершение этого действия само по себе является грехом и идет против принципов Шариата. Во-вторых, когда это действие само по себе не является незаконным, оно допустимо.

«Ташаббух» (подражание) отличается от «мушабаха» (сходство), ибо это два разных действия, которые отличны друг от друга. Подражание (имитация) означает, что человек намеренно старается подражать какому-то иному сообществу, чтобы стать похожим на представителей этого сообщества, что полностью запрещено в Исламе. Что же касается сходства, то это действие не является преднамеренным, но оно получилось спонтанно, случайно.

Поэтому, если мусульманин совершает определённый поступок с намерением подражать члену другого сообщества и стать одним из них, в такой ситуации даже допустимое действие становится запретными. Недопустимо для мусульман изменять свои отличительные признаки так, что становится трудно определить, является ли человек мусульманином или нет и можно ли давать ему салам или нет. Следовательно, если мусульманин носит галстук именно с таким намерением, то он попадает в число тех людей, о которых Пророк (ﷺ) говорил в хадисе, переданном от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах):

ومن تشبه بقوم فهو منهم

«Кто уподобился (подражает в том числе и в одежде) какому-либо народу, то он из них». (Имам Ахмад, Абу Дауд)

Стоит отметить, что к галстуку также применимы и все другие условия, и правила, касающиеся одежды мусульман. Например, не дозволяется носить галстук из натурального шелка или галстук, в составе которого имеется шелк, а также на нем не должны быть изображения, противоречащие шариату, и тому подобное.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.