В какую сторону повернуть голову покойника в джаназа-намазе

18 Ноябрь 2016
9411

Вопрос: Как я заметил некоторые имамы во время совершения джаназа-намаза, относительно тела покойного стоят по-разному, а также голова покойного в разных случаях бывает обращена в разные стороны. Как это будет правильно?

Ответ: Джаназа-намаз является очень важным и безгранично полезным деянием человека. Совершение джаназа-намаза по умершему мусульманину является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для мусульман определённого населённого пункта. Поэтому если даже один человек совершит погребальную молитву за умершего, то обязанность (фарз) по ней считается выполненной. А все остальные члены общины той местности освобождаются от этого предписания.

Что касается положения тела покойника и стояния Имама (или совершающий намаз индивидуально) относительно него, то если умершая является женщиной, имаму (или совершающему намаз индивидуально) желательно стоят посередине её тела. Голова умершей мусульманки располагается справа от имама, то есть обратившись в сторону запада, а ноги (туловище) – слева от него, как об этом пишут ученые Аш-Шабрамулси и Аль-Буджайрими.

Если молитва совершается одновременно за умерших мужчину, женщину, мальчика и девочку, то их тела ставят в следующем порядке: перед имамом – тело мужчины, дальше – тело мальчика (имам стоит на уровне их голов), затем – тело женщины и за ней – тело девочки (таким образом, чтобы имам стоял на уровне середины их тел). За имамом рядами стоят собравшиеся на джаназа-намаз мусульмане.

А если умерший – мужчина во время джаназа-намаза имам (или совершающий намаз индивидуально) стоит у его головы. Некоторые ученые-богословы пишут, что в это время голова умершего мусульманина (мужчины) должна располагаться слева от имама, то есть в сторону востока, а ноги (туловище) – справа от него. А другие пишут, что наоборот.

В книге «Хашия Аш-Ширвани» со ссылкой на Аль-Буджарими, об этом пишется следующее:

«В книге Аль-Буджайрими приводиться такой текст: "Голова покойника-мужчины должна располагаться в левую сторону от имама (то есть к востоку) при этом большая часть его тела окажется справа от имама, напротив того, как это делают люди в наше время. А голова женщины и хунса располагается в правую сторону (от имама), как обычно и делается в наше время".

Итак, получается, что желательно чтобы большая часть тела покойного была на правой стороне от того, кто совершает по нему джаназа-намаз. Следовательно, в таком случае голова покойника-мужчины окажется в левой стороне от человека (ибо имам стоит у его головы), совершающего по нему джаназа-намаз, а голова женщины наоборот (ибо имам стоит посредине её тела).

Таково должно быть положение тела покойного кроме случаев, когда джаназа-намаз совершают около Равзы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В таких случаях (когда джаназа-намаз совершают около Равзы) более предпочтительным (афзаль) является делать и голову покойной женщины в правую сторону от имама, подобно тому, как это делается у покойника-мужчины, чтоб и её голова была в направлена в сторону Равзы, придерживаясь при этом адаба, как об этом сказали некоторые мухакыки».

Однако все вышеупомянутые положения относительно тела покойного и человека совершающего по нему намаз не является обязательным условиями для джаназа-намаза. То есть, достаточно если тело покойного находится впереди имама (или совершающего намаз индивидуально), вне зависимости от того, как по отношению к нему стоит имам или в какую сторону обращена голова покойного, следовательно, и джаназа-намаз, совершенный таким образом, считается действительным.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.