Все, что нужно знать о намазе приветствия мечети (тахийят)

28 Ноябрь 2016
6450

Желательно ли совершать намаз приветствия тому, кто просто зашел в мечеть, или его нужно совершать только тому, кто намерен остаться в мечети?

В книге «Фатх аль-муин» сказано: «Желательно тому, кто зашел в мечеть, совершить два ракаата намаза приветствия, если даже он заходит неоднократно и не собирается садиться» («И’анатат-талибин», 492).

Аль-ХатибАш-Ширбини сказал: «Нет разницы (в желательности намаза тахийят) между тем, кто собирается садиться, и тем, кто не собирается; между тем, у кого есть омовение, и тем, кто будет делать его в мечети» («Мугни аль-Мухтадж», 340).

Когда упускается намаз приветствия?

В книге «Мугни аль-мухтадж» об этом сказано следующее: «Упускается намаз приветствия, если вошедший сядет, не совершив его, даже если сел ненадолго, за исключением случая, если он сел по забывчивости и ненадолго».

Автор книги «Фатхуль Муин» сказал: «Намаз приветствия мечети упускается, если вошедший сядет на длительное время, а также если сядет на короткое время специально, то есть не по забывчивости или незнанию» («И’анатат-талибин», 493).

«Вошедшему в мечеть следует сразу приступать к намазу приветствия. Если же вошедший не приступил к намазу и продолжает стоять, то, согласно мнению Ибн Хаджара, он не упускает намаз. Имам Аль-Джархази сказал, что по наиболее достоверному мнению, намаз приветствия считается упущенным, если даже долго стоять, не совершив его» («Хашия‘аляМанхадж аль-кавим»).

Также не считается упущенным намаз, если человек сядет, чтобы выпить воду, чтобы сделать суджуд шукри или по случаю чтения Корана.

Если совершить фарз-намаз или другой намаз-сунна, получает ли человек воздаяние и за намаз приветствия, если да, то надо ли делать вместе с этим намазом намерение на тахият?

Джалалуддин Аль-Махалли в книге «Канз ар-рагибин» пишет: «Намаз приветствия засчитывается, если совершить любой другой фарз или суннат намаз, вне зависимости от того, сделал человек намерение (на тахият) или нет, ибо цель приветственного намаза – сделать так, чтобы человек не садился без намаза» («Канз ар-рагибин»,1/ 230).

В книге «Мукаддима аль-хазрамия» сказано: «Намаз приветствия засчитывается, если совершить фарз или суннат намаз, независимо от того, два ракаата человек совершил или более, и сделал намерение на приветственный намаз или нет».

Дополняя эти слова, Ибн Хаджар Аль-Хайтами сказал: «Потому что цель приветственного намаза – не оставлять мечеть без намаза. Под словом «засчитывается» имеется в виду, что не требуется ещё раз совершать приветственный намаз и отпадает нежелательность за его не совершение. Но это не означает, что человек, поступивший так, получает награду [как за отдельно совершенный намаз приветствия]».

Засчитывается ли приветственный намаз, если совершить один ракаат или джаназа-намаз?

В книге «Минхаджат-талибин» сказано об этом следующее: «[Намаз приветствия] засчитывается, если совершить другой фарз или суннат намаз, но не одним ракаатом, согласно достоверному мнению. Я говорю (Ан-Навави), что и совершением джаназа-намаза, суджуда шукри или чтения Корана намаз приветствия тоже не засчитывается».

Комментируя эти слова, Аль-ХатыбАш-Ширбини пишет: «Если совершить вместо приветственного намаза один ракаат другого намаза, джаназа-намаз или сделать суджуд шукри или суджуд чтения Корана, то приветственный намаз не засчитывается» («Мугни аль-Мухтадж», 1/341).

Согласно мнению Ибн Хаджара, намаз приветствия действителен только в мечети. А по мнению Ар-Рамли, его можно совершить и на территории, часть которой относится к мечети, и даже на коврике, который расстилается для намаза.

Если приблизилось время икамата и есть вероятность упустить вступление в фарз-намаз вместе с джамаатом, следует дождаться икамата.

В книге «Фатх аль-муинм»об этом сказано следующее: «Нежелательно оставлять приветственный намаз без уважительной причины. Однако если приблизилось время фарз-намаза, пятничного намаза и боишься упустить воздаяние за совместное вступление в намаз вместе с джамаатом, то следует ожидать стоя».

Что делать, если человек зашел в мечеть без омовения?

Приветственный намаз желательно совершать каждый раз при входе в мечеть. Если же человек вошёл без омовения, то желательно четыре раза сказать:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, ва-ль-хамдули-Лляхи, ва ля иляхаилляЛлахуваЛлахуАкбар, валя хавляваля кувватаилляби-Лляхи ль-‘Алиййи ль-‘Азим».

«Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха Всевышнего, Великого».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.