Нововведение и его категории

14 Март 2017

Нововведение (бид ‘а) – это привнесённые B нашу религию новшества, то, что не совершали наши праведные предшественники (саляфу салихун) и чего не было в начальную эпоху Ислама. Однако не всё нововведённое является порицаемым и плохим новшеством, которое запрещено совершать и отвергается Шариатом.

Необходимо сопоставить нововведённое с доводами Шариата. То, в чём содержится благо (маслаха), является необходимым (ваджиб); то, в чём есть запретное (харам), соответственно – запретным; то, что содержит нежелательное (макрух), является нежелательным; то, в чём есть разрешённое (мубах) – разрешённым; а то, в чём содержится одобряемое (мандуб) – одобряемым. Для средств существуют те же шариатские решения, что и для целей. Учёные-богословы разделили нововведения на пять категорий:

1. необходимое нововведение: например, опровержение и выступление против сторонников заблудших течений, отклонившихся от истинного пути, и изучение грамматики арабского языка, дабы не ошибиться в чтении Священного Корана и благородных хадисов;

2. одобряемое нововведение: например, строительство приютов и школ, оглашение призыва к намазу (азан) через минареты и совершение других благих дел, которые не имели места в начальную эпоху Ислама;

3. нежелательное нововведение: оно подобно излишнему орнаменту и украшению мечетей и страниц Священного Корана;

4. разрешённое нововведение: например, использование сита для просеивания муки, употребление разнообразной еды и напитков;

5. запретное нововведение: это то привнесённое, что противоречит Сунне, не вписывается в систему шариатских аргументов и не содержит в себе шариатского блага.

Есть хадис Пророка, в котором говорится: «Всякое нововведение есть заблуждение». Учёные-богословы отнесли его к плохим новшествам, основываясь на деяниях, которые совершали 93% старших сподвижников Пророка и их последователи (таби ‘уны)‚ но которых не было во времена самого Посланника Аллаха . Например, сбор Абу Бакром, Умаром и Зайдом (да будет доволен ими Аллах) текста Священного Корана, фиксирование его на листах из-за страха потерять текст со смертью чтецов Корана, знавших его наизусть, объединение Умаром людей за одним имамом для совершения намазов-таравих в месяце Рамадан.

Имам аль-Бухарий передал, что в конце правления халифа Абу Бакра и в начале правления халифа Умара люди совершали молитву таравих отдельными группами. Умар счёл целесообразным объединить всех вокруг одного имама и собрал их, чтобы они следовали за имамом Убайем ибн Ка‘абом. Когда он пришёл в мечеть на следующую ночь, то люди уже совершали молитву, следуя за одним имамом. Тогда Умар заметил: «Какое это прекрасное новшество!».

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ