Омовение является одним из условий действительности намаза, вне зависимости от того, является этот намаз обязательным или желательным, совершается он индивидуально или коллективно. Следовательно, если нарушается омовение, намаз становится недействительным, и человек должен немедленно прекратить намаз. То есть продолжать намаз без омовения не дозволяется.
Однако если у человека нарушается омовение, когда он делает намаз в присутствии людей или во время совершения коллективного намаза, по этому поводу имеются некоторые отдельные рекомендации.
От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا أحدث أحدكم في صلاته فليأخذ بأنفه، ثم لينصرف
«Если у кого-то из вас испортилось омовение во время намаза, пусть возьмётся за свой нос и затем выйдет из намаза». (Абу Давуд, 1114)
В этом хадисе имеются рекомендации от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человеку, у которого испортилось омовение во время совершения намаза. То есть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел такому человеку выйти из намаза, зажимая пальцами свой нос. Учёные посчитали, что в таком случае желательно взяться за нос левой рукой, чтобы присутствующие люди подумали, что у человека пошла носом кровь, ибо это является одним из адабов намаза. Все это делается для того, чтобы ему не было стыдно перед людьми.
Аль-Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:
«Человеку, у которого нарушилось омовение во время совершения намаза, желательно взяться за свой нос, а потом выйти из намаза. Тем самим он даёт понять присутствующим, что у него из носа пошла кровь, и скрывает свой поступок. Так же следует поступать, если он ждет начала намаза, особенно, когда приблизилось время икамата или уже делают икамат». («Мугни аль- мухтадж»; «Аль-Икнаʻ фи хилли альфази Абу Шуджаʻ»)
Если же во время коллективного намаза испортилось омовение у имама, то он также должен прекратить намаз, зажимая пальцами нос. В таком случае имам может вывести кого-либо из маъмумов и поставить вместо себя на место имама, или сами маъмумы могут выдвинуть человека в качестве имама. В таком случае джамат заканчивает намаз коллективно. Однако человек, которого выводят вперед в качестве имама, должен соответствовать условиям, которые предъявляются к имаму.
Если имам, у которого испортилось омовение, никого не поставил вместо себя и маъмумы не выдвинули человека в качестве имама, тогда маъмумы продолжают совершение намаза индивидуально и его возмещение не потребуется.
Если же джамаат состоит только из имама и одного маъмума, то если у имама испортится омовение, этот человек (маъмум) продолжает самостоятельное совершение намаза.
Смотрите также: