Что делать человеку, у которого во время коллективного намаза нарушилось омовение?

16 Март 2017

Омовение является одним из условий действительности намаза, вне зависимости от того, является этот намаз обязательным или желательным, совершается он индивидуально или коллективно. Следовательно, если нарушается омовение, намаз становится недействительным, и человек должен немедленно прекратить намаз. То есть продолжать намаз без омовения не дозволяется.

Однако если у человека нарушается омовение, когда он делает намаз в присутствии людей или во время совершения коллективного намаза, по этому поводу имеются некоторые отдельные рекомендации.

От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا أحدث أحدكم في صلاته فليأخذ بأنفه، ثم لينصرف

«Если у кого-то из вас испортилось омовение во время намаза, пусть возьмётся за свой нос и затем выйдет из намаза». (Абу Давуд, 1114)

В этом хадисе имеются рекомендации от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человеку, у которого испортилось омовение во время совершения намаза. То есть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел такому человеку выйти из намаза, зажимая пальцами свой нос. Учёные посчитали, что в таком случае желательно взяться за нос левой рукой, чтобы присутствующие люди подумали, что у человека пошла носом кровь, ибо это является одним из адабов намаза. Все это делается для того, чтобы ему не было стыдно перед людьми.

Аль-Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«Человеку, у которого нарушилось омовение во время совершения намаза, желательно взяться за свой нос, а потом выйти из намаза. Тем самим он даёт понять присутствующим, что у него из носа пошла кровь, и скрывает свой поступок. Так же следует поступать, если он ждет начала намаза, особенно, когда приблизилось время икамата или уже делают икамат». («Мугни аль- мухтадж»; «Аль-Икнаʻ фи хилли альфази Абу Шуджаʻ»)

Если же во время коллективного намаза испортилось омовение у имама, то он также должен прекратить намаз, зажимая пальцами нос. В таком случае имам может вывести кого-либо из маъмумов и поставить вместо себя на место имама, или сами маъмумы могут выдвинуть человека в качестве имама. В таком случае джамат заканчивает намаз коллективно. Однако человек, которого выводят вперед в качестве имама, должен соответствовать условиям, которые предъявляются к имаму.

Если имам, у которого испортилось омовение, никого не поставил вместо себя и маъмумы не выдвинули человека в качестве имама, тогда маъмумы продолжают совершение намаза индивидуально и его возмещение не потребуется.

Если же джамаат состоит только из имама и одного маъмума, то если у имама испортится омовение, этот человек (маъмум) продолжает самостоятельное совершение намаза.

Смотрите также:

Ритуальное омовение

Частичное омовение тела

Условия малого омовения

Намаз, совершаемый после омовения (салятуль-вузу’)

Омовение для намаза

Достоинство пребывания в омовении