Принцип прижизненного воздаяния в Исламе

5 Апрель 2017

Для любого современного мыслящего человека, способного думать о будущем цивилизации людей, прискорбным явлением выступает трагедия западного христианства. Учение Посланника Всевышнего – Исы (мир ему) (Иисуса), обеспечившее зарождение и развитие европейской культуры, переродилось в нечто трагическое. Происходят постоянные скандалы, когда епископ из Германии признается в нетрадиционной сексуальной ориентации, неприятные сведения доносятся из канцелярии самого Папы Римского. У нас нет желания злорадствовать над печальным финалом католичества, ибо христианство – это монотеистическая религия Аллаха.

Мы обратили внимание на эти события для того, чтобы понять феномен исламского Возрождения, начавшегося во второй половине прошлого века, где аморальность имамов и шейхов – дело исключительное.

По нашему мнению, причиной трагедии католичества является приоритет духовности над материальным компонентом бытия людей, когда моральные методы воспитания полностью вытеснили правовые (юридические) традиции. В реальной жизнедеятельности это означало, что никакой ответственности за нарушение божественных заповедей христиане не несли. Исключением выступили разные ереси, последователи которых после церковного суда уничтожались. Такая практика объяснялась тем, что идеологи еретических учений в католичестве угрожали абсолютной власти Папы Римского над миллионами верующих.

Расплата же за нарушение Десяти заповедей, полученных Пророком Мусой (мир ему) от Аллаха, грозила только после конца земного бытия. Нафс человека ищет разные лазейки, чтобы игнорировать нормы и запреты Всевышнего. Миллионы христиан в течение двух тысяч лет спокойно нарушали божественные заповеди, так как до Страшного Суда еще далеко, да и будет ли он, непонятно. Человек же стремится получить радости жизни здесь и сейчас. Поэтому в католической Франции процветает проституция, несмотря на заповедь «Не прелюбодействуй!»; американцы готовы работать ради денег, не зная отдыха, нарушая заповедь «Помни день субботний, дабы святить его!». Мы не говорим о массовом нарушении запрета «Не воруй!», ибо западный вариант капитализма просто не мог появиться без насильственного захвата чужого имущества.

Совершенно иная ситуация в Исламе. Здесь конкретно указан принцип неотвратимости наказания, согласно которому злые поступки людей немедленно вызывают соответствующую реакцию уммы (общины). Такая взаимосвязь божественных Заповедей, воплощенных в нравственности мусульман с немедленным воздаяниям по заслугам есть реальнейшее средство предотвращения зла. Каждый мусульманин знает, что он будет осуждён и наказан здесь и сейчас. Нет надежды на какие-либо обстоятельства, которые бы помогли избежать наказания, поэтому верующие вместе с молоком матери усваивают, что нельзя воровать, совершать супружескую измену, обманывать, сквернословить, пьянствовать и так далее.

Итак, одним из самых эффективных методов воспитания, формирования нравственности является принцип неотвратимости наказания за нарушения божественных норм и правил. Причём порицанию подлежат не только внешние проявления нарушения заповедей Аллаха, такие как воровство, пьянство и нарушение семейных обязанностей. Следующий хадис посвящён более глубинным проступкам, на уровне нравственности и души.

От Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

من عير أخاه بذنب لم يمت حتى يعمله قال أحمد: قالوا: من ذنب قد تاب منه

«Тот, кто пристыдит своего брата (по вере) в каком-то грехе [в котором тот покаялся перед Аллахом], не умрёт, пока сам не совершит этот грех». (Имам Ахмад, Тирмизи)

Таким образом, истинный мусульманин обязан контролировать свои эмоции, черты характера, полученные от рождения. Да, задача трудна, однако ведь мы получим, иншааЛлах, вечную благодать от нашего Творца. Причём в данном хадисе внимание обращено на то, что наказание за харамное дело неотвратимо уже в этой жизни. Этот важный аспект необходимо навсегда запомнить тем нашим братьям и сёстрам, которые усердствуют в критике своих близких и не только за их неправедные дела. Нет у них основания защищать свою позицию отговоркой: «Он (она) ведь действительно совершают греховные поступки». Хадис как раз обращает внимание на безосновательность такого оправдания. Любая ругань и критика человека, погоды, общественных порядков надлежит наказанию в мире этом и в мире том.

Следующий хадис Пророка также обращает внимание мусульман на соразмерность и срочность реакции Всевышнего на их поступки. Здесь нет неопределённого действия, такого как «когда-нибудь будешь наказан за неправедность».

От Джарира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

من لا يرحم لا يرحم، ومن لا يغفر لا يغفر له

«Не проявят милосердие к тому, кто сам не проявляет милосердия к другим; кто не способен прощать, тот и не получит прощения» (Имам Ахмад).

Хадис как раз обращает внимание на неотвратимость воздаяния по «заслугам» здесь и сейчас, то есть при нашей жизни. Наказание не откладывается на неопределённый срок, как в христианстве: немилосердный человек, плохо относящийся к другим, получает соответствующее немилосердное отношение. Именно этот божественный закон Ислама сыграл и продолжает играть важнейшую роль в воспитании мусульман, формировании нравственных норм и принципов правоверных.

Неотвратимость наказания уже при жизни за греховные и харамные дела можно найти в аятах Священного Корана. Например, в суре «Али ‘Имран» Всевышний обращается правоверным:

وَكُنْتُمْ عَلَىٰ شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

(смысл): «Вы были на краю пропасти огня Ада, и Всевышний Аллах даровал вам Веру и спас вас от него [от Ада]. Так разъясняет вам Аллах все Свои знамения, чтобы вы шли истинным путём и получили счастье в обоих мирах! И пусть будет среди вас община, которая повелевает творить одобряемое и удерживает от неодобряемого (запретного). И такие – обрётшие счастье в обоих мирах» (сура Али ʻИмран: 103-104).

Аллах говорит о том, что принявшие Его были на пути к пропасти, то есть речь идет о событиях при жизни этих мусульман. Как указывают аяты и суры Писания, после смерти и Страшного Суда Всевышний не станет спасать грешников, ибо они получали множество предупреждений о последствиях их поступков. Здесь же Аллах указывает, что он спас правоверных, когда они приблизились к совершению греховных дел, то есть подошли к краю пропасти. Однако Творец их спас, чтобы они пошли прямым путем, заслужили милость Аллаха и получили вечные радости ахирата. По нашему мнению, речь в этом и других аятах идет о принципе прижизненного наказания за неправедность.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что принцип прижизненного воздания по заслугам есть доказательство диалектической природы Ислама. С одной стороны – это формирование нравственности посредством воспитания на основе Прекрасных имен Аллаха. Они создают дух Милосердия, Любви, Добра и Терпения, как сущность всего мусульманства. С другой стороны, если личности трудно добровольно воспитать эти качества, религия Аллаха формирует их посредством Шариата, то есть при помощи жёстких норм и методов.

Это вполне закономерно, если исходить из того факта, что Творец создал наши души противоположными. Они состоят из нафса и божественной благодати, и если наши природные инстинкты слишком сильны, принцип наказания за попустительство нафсу начинает работать, чтобы спасти нас от адского пламени: «О Аллах, помоги нам уберечь себя от вечных мук!».

Социокультурная реальность современного мусульманства, когда подавляющее большинство исповедующих Ислам – это люди нравственные, способные сберечь свои души перед Аллахом, доказывает важность диалектической природы религии Всевышнего.