Можно ли совершать намаз в спортивном костюме?

20 Апрель 2017

Для того чтобы намаз человека считался действительным, Шариат установил определённые условия, которые должны быть соблюдены в ходе совершения намаза. Без этого ни один намаз у человека не принимается. Одним из таких условий является закрытие аврата. У человека, который совершает обязательный или желательный намаз, аврат должен быть закрыт.

Для мужчин авратом во время совершения намаза считается место между пупком и коленями. У женщин же авратом является всё тело за исключением лица и кистей рук. Следовательно, человек, совершающий намаз, должен закрывать эти части тела не просвечивающей чистой одеждой, на которой отсутствуют какие бы то ни было нечистоты.

Следует отметить, что аврат человека вне намаза разнится в зависимости от людей, которые могут видеть его. Но аврат человека, совершающего намаз, установлен шариатом вне зависимости от того, видит его кто-то или нет.

Если аврат человека, совершающего намаз, закрыт согласно вышеприведённым условиям, не имеет значения, одет человек во время совершения намаза в спортивный костюм или иную одежду. Это никак не влияет на действительность намаза. Однако если спортивный костюм или же другая одежда является узкой, облегающей, обтягивающей тело так, что она подчеркивает формы тела, то совершать намаз в такой одежде нежелательно.

Исключением является случай, когда при совершении намаза присутствует человек, которому не разрешается показывать аврат. В таком случае совершать намаз в облегающей одежде не разрешается, особенно представительницам женского пола. В любом случае, даже если в помещении присутствуют чужие мужчины/женщины, намаз женщины/мужчины в таком виде будет действительным, но за то, что он/она соответствующим образом не закрыл (а) аврат, ему/ей запишется грех.

Если же намаз в таком виде (в обтягивающей одежде) совершается в одиночестве или в присутствии тех людей, от которых не обязательно закрывать аврат, намаз считается действительным, и в этом нет греха.

В книге «Фатх Аль-Муин» об этом пишется следующее: «Человеку, совершающему намаз, достаточно прикрыть аврат одеждой, которая подчёркивает форму его тела, но намаз в такой одежде является для него неподобающим».

А в книге «Ианат ат-талибин» к этому добавляется: «Достаточно (во время совершения намаза прикрыть) тело обтягивающей одеждой, под которой люди могут различить части тела, к примеру, узкими штанами, но это является неподобающим для мужчины, а для женщины и хунсы (гермафродита) – нежелательным».

Хотя намаз в обтягивающей одежде и действителен, ибо необходимый аврат прикрыт, тем не менее, совершение намаза в облегающей одежде, как отмечено выше, является нежелательным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих хадисах осуждает ношение одежды, плотно облегающей тело, и описал людей, носящих такую одежду, как обнаженных.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صنفان من أهل النار لم أرهما قوم معهم سياط كأذناب البقر يضربون بها الناس ونساء كاسيات عاريات مميلات مائلات رءوسهن كأسنمة البخت المائلة لا يدخلن الجنة ولا يجدن ريحها وإن ريحها ليوجد من مسيرة كذا وكذا

«Два вида людей из числа будущих обитателей ада, которых я не видел – это люди, у которых будут плети, напоминающие коровьи хвосты, которыми они бьют людей; Другие – это женщины одетые, но в то же время обнажённые, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а по форме их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не войдут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что благоухание Рая чувствуется с большого расстояния» (Муслим).

В этом хадисе говорится о женщинах, на которых будет одежда, но при этом они будут обнажены.

Комментаторы хадисов разъясняют, что это относится к женщинам, которые оставляют части тела непокрытыми, показывая этим красоту своего тела. Другие мухаддисы говорили, что это также относится к женщинам, носящим тонкую одежду, которая на вид покрывает тело, но при этом подчеркивает его форму. Вроде бы они одеты, но на самом деле обнажены. («Шарх Ан-Навави аля Сахих Муслим»)

Поэтому при совершении намаза или чтении Корана женщинам, а также и мужчинам желательно придерживаться определённых адабов и правил приличия. То есть закрыть аврат, надев чистую, красивую и достаточно свободную одежду, которая скрывает очертания тела, так как человек, совершая намаз, предстаёт перед своим Господом.