Упускается ли тахият-намаз, если человек садится в мечети

23 Май 2017 1124

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый при входе в мечеть. Прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если войти ненадолго. Если выйти ненадолго и снова зайти, то и в этом случае следует совершить тахийят-намаз.

Если человек сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят-намаз. Если вместе с намерением совершить любой намаз произнести намерение совершить тахийят, то он получит вознаграждение за оба намаза. Но наибольшее вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахията, а затем другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят-намаз, если нет на то особой причины (недомогание, болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят-намаз запрещается. Тахийят-намаз нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек сядет в мечети, то время совершения тахийят-намаза проходит. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть с намерением тут же встать, например, из-за усталости, или присесть, чтобы испить воды.

Имам Ан-Навави в книге Аль-Маджму’ приводит мнение асхабов (больших учёных Шафиитского мазхаба), что «время совершения тахийят-намаза проходит, если человек садится вне зависимости от продолжительности времени, на которое садится этот человек, кроме тех случаев, когда он сел по незнанию или по забывчивости». Следовательно, для них время совершения тахийят-намаза не проходит, если только не прошло много времени.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пятницу сидел на минбаре, в мечеть вошёл Сулайк Аль-Гатафи. Сулайк сел, не совершив намаз. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:

أَرَكَعْتَ رَكْعَتَيْنِ قَالَ لَا قَالَ قُمْ فَارْكَعْهُمَا

«Ты совершил два ракаата намаза?» Он ответил, что не совершил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встань и соверши». (Бухари)

Далее Имам Ан-Навави в комментарии к этому хадису пишет: «Из этого хадиса вытекает, что если человек оставляет (садится, не совершив) тахият-намаз по незнанию или по забывчивости, он может встать и совершить его, если не прошло много времени. Это мнение является избранным мнением в мазхабе, а вышеупомянутое мнение асхабов относят к тому случаю, когда прошло много времени».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.