Вопрос: Я слышал хадис, где говорится, что Пророк ﷺ во время молитвы прикасался к Аише (да будет доволен ею Аллах), но продолжал совершать молитву. Как я знаю, если прикоснуться к жене, омовение нарушается...
Ответ: Предлагаем вашему вниманию этот хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Я спала перед Пророком ﷺ. Мои ноги были расположены так, что находились перед киблой Пророка ﷺ. Когда он совершал земной поклон, то касался меня, а я подбирала ноги. Когда он вставал с земного поклона, я их опять выпрямляла». Аиша (да будет доволен ею Аллах) также уточнила: «В домах в то время не было ламп» (хадис передали Бухари, Муслим, Насаи, Абу Давуд).
В предыдущем статье, отвечая на подобного рода вопрос, мы пояснили, что последователи имама Шафии считают: омовение нарушается от прикосновения кожи (в частности лица) противоположного пола, кроме махрама.
Приведем цитаты некоторых ученых, комментирующих данный хадис.
а) Ибн Хаджар аль-Аскалани пояснил, что некоторые приводят фразу из хадиса («…касался меня…») в качестве аргумента того, что прикосновение к женщине не нарушает омовение. Это мнение было осуждено из-за вероятности, что прикосновение могло произойти через преграду (например, как покрывало), или же что это является особым случаем, касающимся только пророка Мухаммада ﷺ… («Фатх аль-Бари» – комментарий к «Сахих аль-Бухари»)
б) Имам ан-Навави, комментируя этот отрывок («Когда он совершал земной поклон, то касался меня, а я подбирала ноги…»), пояснил, что данный хадис привели в качестве довода те, кто говорят, что прикасание к женщине не нарушает омовение. Большая же часть ученых придерживается того, что омовение при этом нарушается. И этот хадис был отнесен к тому, что Пророк ﷺ коснулся Аиши (да будет доволен ею Аллах) через преграду, что является явным состоянием спящего человека. Также здесь нет прямого указания на ненарушение омовения. («Шарх» – комментарий к «Сахих Муслим»)
в) Шихабуддин аль-Касталани прокомментировал вышеупомянутый хадис («Когда он совершал земной поклон, то касался меня…»): Пророк ﷺ касался Аиши (да будет доволен ею Аллах) рукой, то есть имея преграду.
(Комментарий к «Сахих Бухари»)
Абдулла Магомедов