Не игнорируй коллектив, встань в ряд молящихся

9 Июнь 2017
6002

Наверняка многие заметили, что перед пятничным намазом некоторые прихожане мечети не совершают джаназа-намаз (молитву за покойного) вместе со всеми.

У каждого возникает вопрос, почему они не встают на молитву и в чём причина?

Давайте для начала поясним, что погребальный намаз является общественной обязанностью (фарз аль-кифая). Это означает, что если хотя бы один человек совершит намаз за умершего, то грех отпадает от всех мусульман, хотя остальным желательно всё-таки его совершить.

Мусульмане практически ежедневно сталкиваются со смертью родных, близких, друзей и знакомых, и практикующий мусульманин немало наслышан о значимости и важности джаназа-намаза (заупокойной молитвы).

Заупокойная молитва – это своего рода свидетельство за умершего, Пророк сказал: «Усопший, за которого три ряда мусульман совершили заупокойную молитву, заслуживает...» (Тирмизи). Абу Давуд прокомментировал этот хадис как «заслуживает Рая», а Байхаки – как «заслуживает прощения грехов».

В другом же хадисе передаётся: «По кому бы из покойных ни совершила заупокойную молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, их ходатайство непременно будет принято» (Муслим).

Как мы отметили выше, сегодня некоторые прихожане в мечетях не присоединяются к джаназа-намазу и остаются на своих местах, в то время как все остальные коллективно становятся в ряды за имамом.

Если допустить, что некоторые из наших братьев не знают, как совершается джаназа-намаз, то это можно исправить. За короткое время можно научиться этому у знающих людей.

Это только одна из причин, и чтобы сразу исключить её, мы вкратце приведём здесь порядок выполнения джаназа-намаза:

1. встаньте лицом к Каабе;

2. во время произнесения вступительного «Аллаху Акбар» сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный джаназа-намаз (погребальный намаз) за этого умершего (имя) ради Аллаха». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца.

Совершающему погребальный намаз за имамом достаточно сделать намерение так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаху Акбар», подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»: «Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад». Однако будет лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибрахимийя».

А затем скажите «Аллаху Акбар», как и ранее, подняв руки.

5. опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа по умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллахумма-гфир ляху вархамху».

Затем в четвёртый раз скажите: «Аллаху Акбар»;

6. после этого рекомендуется сказать:

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна ба‘даху вагфир ляна ва ляху»;

7. скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух», повернув голову направо, а затем то же самое – налево.

Однако встречаются и те, кто прекрасно знает, как совершить этот намаз, но продолжают относиться к нему небрежно. При анализе ситуации выясняется, что есть ещё два аспекта, из-за которых люди игнорируют этот намаз.

Первые предполагают, что неизвестно, являются ли вообще мусульманами те умершие, за которых выполняется джаназа-намаз, следовательно, они проявляют пренебрежение с подобным убеждением.

Вторые же имеют мнение, что молитва по усопшим на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

Мы же, в свою очередь, попытаемся разобраться в этих двух аспектах: насколько это верно и как будет правильней поступить ради единения рядов мусульман, чтобы никто ни на кого косо не смотрел.

Разберём мнение первых

Джаназа-намаз запрещено совершать по немусульманам (кафирам). Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلَا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَدًا

«(О Мухаммад), не совершай погребальную молитву ни за одного из покинувших этот мир вечной смертью (то есть умерших кафиров и лицемеров)» (сура Ат-Тавба: 84).

«Нам однозначно запрещено совершать джаназа-намаз за неверующего. Также запрещено совершать джаназа-намаз за того, кто был в неверии и есть сомнения в том, что он принял Ислам, в отличии от того, кто считался мусульманином даже при свидетельстве одного свидетеля, хотя этим (одним свидетелем) не устанавливается принятие Ислама человеком. («Тухфат аль-мухтадж»).

Мы живём в демократической стране, и у каждого есть свобода выбора религии. Нет государственного или частного давления, чтобы кому-то вынужденно пришлось обезопасить себя, лицемерно приняв Ислам.

Разве список имён, за которых имам совершает джаназа-намаз – список имён немусульман?! Раз они носят имена мусульман, то они и являются мусульманами. Если бы они себя таковыми не считали, то хотя бы сменили имена.

Более того, покойные, согласно Исламу, оставляют завещание и направляют последние пожертвования в мечети, медресе, на дороги и прочее. Они ведь не оставляют завещание в пользу синагоги, церкви или идолов. Родственники умерших обращаются именно к имамам, а не к кому-то другому. Родственникам виднее, был умерший мусульманином или нет, и каковы были последние пожелания покойного и т.д.

Почему люди, не разобравшись, относят человека к немусульманам от того, что они не в курсе, как жил усопший, хотя в Дагестане 95% населения – мусульмане-сунниты. Разве это напутствие Пророка , разве к такому разделению он призывал?

Давайте разберёмся в этом вопросе и с канонической точки зрения: например, если возникло сомнение насчёт умершего – мусульманин он или нет, то по этому поводу учёные шафиитского мазхаба пишут следующее:

«Если перемешались мёртвые мусульмане с немусульманами и невозможно их различить, то всем проводят ритуальное омовение, а затем по ним совершают погребальный намаз. В таком случае джаназа-намаз можно совершить двумя способами: первый – можно совершить джаназа-намаз за всех мёртвых, в этом случае намерение следует делать следующим образом: «О Аллах, прости мусульман, которые среди них»; согласно второму способу, джаназа-намаз совершается индивидуально за каждого покойного, и в этом случае полагается сказать: «О Аллах, прости его, если он был мусульманином». («Тухфат аль-мухтадж»).

Также приведём для полной ясности изречение авторитетов из так именуемых на сегодняшний день «салафитов»:

«Ибн Кайим передаёт от своего учителя Ибн Таймийи, что он видел во сне Пророка Мухаммада . Ибн Таймия стал расспрашивать о некоторых сомнительных для него вопросах. Из этих вопросов следовало, что приносят труп человека для совершения погребального намаза, но имеются сомнения, был ли он мубтади (нововведенцем), над которым не совершают молитву, или же последователем сунны. На что Пророк дал во сне ответ: "Тебе следует придерживаться шарта (условия), о Ахмад. Условие – это слова: "О Аллах, прости и смилуйся над ним, если он верующий по сунне"».

Приводя данные изречения, мы понимаем, что можно совершить эту молитву с определёнными словами, что и избавляет нас от недопонимания и лишних взглядов.

Ответ на мнение вторых

Напомним, что они утверждают, что джаназа-намаз на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк известил жителей Медины о кончине Ан-Наджаши (правителя Эфиопии) в день его смерти. Затем Посланник Аллаха вышел с ними на место молитвы, построил ряды и совершил четыре такбира (то есть джаназа-намаза) (Бухари).

В другой версии хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Сегодня этот мир покинул праведный человек, встаньте и совершите намаз за вашего брата Асхамата (имя правителя Эфиопии») (Бухари).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Шарх ʻаля Муслим», пишет, что это является доводом для тех, кто утверждает об установлении шариатом джаназа-намаза за покойного, находящегося в другом населённом пункте.

Мнение шафиитов может разниться с другими мазхабами по данному вопросу.

Каждый умерший мусульманин нуждается в наших молитвах, так же и мы будем нуждаться в них после нашей смерти. Поэтому не будем из-за ничем не подкреплённых сомнений лишать умерших мусульман нашей молитвы.

Абдулла Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.