Что опускать прежде — руки или колени

8 Август 2017
9539

Вопрос:

Когда совершаешь земной поклон в намазе, как правильнее: сначала опуститься на колени или первым делом приложить к земле руки, а потом уже колени?

Ответ:

Как известно, этот вопрос в основе своей не является первостепенным для мусульман. Хотя по своей сущности он не является столь важным, однако в наши дни приобрёл огромное значение.

Что же касается самого вопроса, то в Шафиитском мазхабе желательно сначала опуститься на колени, а потом только поставить руки.

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ثُمَّ يَكُونَ أَوَّلُ مَا يَضَعُ عَلَى الْأَرْضِ مِنْهُ رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ يَدَيْهِ ثُمَّ وَجْهَهُ

«…затем первым, что он (совершающий намаз) поставит на землю это колени, далее руки, а потом лицо (лоб)».

Имам Абу Исхак аш-Ширази (да смилуется над ним Аллах) пишет об этом следующее:

وَالْمُسْتَحَبُّ أَنْ يَضَعَ رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ يَدَيْهِ ثُمَّ جَبْهَتَهُ

«И желательно поставить сначала колени, потом руки, а потом лоб…». («Мухаззаб»)

Имам Ан-Навави, комментируя эти слова Имама Аш-Ширази, пишет:

مَذْهَبُنَا أَنَّهُ يُسْتَحَبُّ أَنْ يُقَدِّمَ فِي السُّجُودِالرُّكْبَتَيْنِ ثُمَّ الْيَدَيْنِ ثُمَّ الْجَبْهَةَ وَالْأَنْفَ قَالَ التِّرْمِذِيُّ وَالْخَطَّابِيُّ وَبِهَذَا قَالَ أَكْثَرُ الْعُلَمَاءِ وَحَكَاهُ أَيْضًا الْقَاضِي أَبُو الطَّيِّبِ عَنْ عَامَّةِ الْفُقَهَاءِ وَحَكَاهُ ابْنُ الْمُنْذِرِ عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَالنَّخَعِيُّ وَمُسْلِمُ بْنُ بشار وسفيان الثوري واحمد واسحق وَأَصْحَابُ الرَّأْيِ قَالَ وَبِهِ أَقُولُ

«Наш (шафиитсткий) мазхаб стоит на том, что желательно при совершении суджуда сначала класть на землю колени, затем руки, затем лоб и нос.

Тирмизи и Аль-Хаттаби сказали, что таково мнение большинства учёных. Это мнение передаёт Аль-Кази Абу Таййиб от абсолютного большинства учёных фикха.

Также Ибн Аль-Мунзир передал это же мнение от Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), Ан-Нахаʻи, Муслима ибн Башара, Суфьяна Ас-Саври, Имама Ахмада, Исхака и Асхаб Ар-Раъйи. И он (Ибн Аль-Мунзир) добавил: "И я тоже придерживаюсь этого мнения"». («Аль-Маджмуʻ», 3 / 461)

Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет:

وَيَضَعُ رُكْبَتَيْهِ وَقَدَمَيْهِ (ثُمَّ يَدَيْهِ) كَمَا صَحَّ عَنْهُ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - (ثُمَّ جَبْهَتَهُ وَأَنْفَهُ) لِلِاتِّبَاعِ أَيْضًا

«И первым делом ему (совершающему намаз) следует поставить на землю свои колени и ступни, а потом руки, как это достоверно передаётся от Пророка » («Тухфат аль-мухтадж», 2/75).

Учёные, которые придерживаются этого мнения, опираются на следующий хадис, который передаётся от Ваиля ибн Хаджара (да будет доволен им Аллах):

رأيتُ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم إذا سجَد يضَع ركْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديْه قبل ركْبتيه

«Я видел, как Посланник Аллаха, когда совершал земной поклон, ставил колени до того, как класть руки, а когда поднимался, поднимал сначала руки до колен» (Абу Давуд, Тирмизи, Насаи).

Имам Аль-Хаким считает этот хадис достоверным, и Имам Аз-Захаби согласился с ним. Имам Тирмизи назвал цепочку передатчиков этого хадиса «хасан».

Имам Аль-Хаттаби об этом хадисе сказал следующее:

هُوَ أَثْبَتُ مِنْ حَدِيثِ تَقْدِيمِ الْيَدَيْنِ وَهُوَ أَرْفَقُ بِالْمُصَلِّي وأحسن في الشكل ورأى العين

«Этот хадис сильнее чем хадис, который утверждает, что следует сначала ставить руки, более того, ставить сначала колени удобнее для человека, совершающего намаз, и придаёт ему лучший вид…» («Маʻалиму Ас-Сунна» 1/368).

Также есть хадис, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах им):

إذا سجد أحدكم فليبدأ بركبتيه قبل يديه ولا يبرك بروك الفحل

«Когда один из вас совершает земной поклон, то пусть сначала ставит колени, а потом руки, и не опустится подобно верблюду». (Байхаки)

Также от Саʻд ибн Абу Вакаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كُنَّا نَضَعُ الرُّكْبَتَيْنِ قَبْلَ الْيَدَيْنِ

«Мы ставили сначала колени, потом руки» (Ибн Хузайма).

Также Анас Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

فِي السُّجُودِ سبقت ركبتاه يديه

«В земном поклоне его (Пророка) колени касались земли прежде, чем руки…» (Даракутни, Байхаки).

Хотя последние три предания и слабые, однако ими можно руководствоваться в дополнение к достоверному хадису, который мы привели выше.

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وقال الأوزاعي ومالك يقدِّم يديه على ركبتيه , وهي رواية عن أحمدَ , وروي عن مالك أنه يقدِّم أيهما شاء ولا ترجيحَ

«Аль-Авзаʻи, и Имам Малик сказали, что следует сначала ставить на землю руки, а потом колени. Это также одно из мнений, которое передаётся от Имама Ахмада. Однако передаётся от Имама Малика, что он не ставил первым ни одно из этих мнений и не предпочитал одно другому».

Канонический отдел Муфтията РД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.