Что такое завещание по шариату

13 Июнь 2020
7541

Добровольное пожертвование (садака) – это один из самых благих путей расходовать своё имущество. Хотя человек, покинув этот мир, практически теряет возможность совершать поклонение, Всевышний Аллах оставил для него возможность продолжать некоторые благие деяния. Одним из таких деяний для человека является завещание.

Завещание — это добровольное пожертвование, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его смерти.

Доводом к законности составления завещания является Коран, Сунна, практика сподвижников и единогласие мусульманских учёных (иджма‘).

В Коране на это указывают следующие аяты.

Всевышний Аллах говорит в священном Коране:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا شَهَادَةُ بَيْنِكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ حِينَ الْوَصِيَّةِ اثْنَانِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ

(смысл): «О те, которые уверовали! Когда предстанет перед кем-нибудь из вас смерть (появятся признаки того, что человек умрет), и он оставит завещание, то в момент завещания должны быть (в качестве свидетелей) двое справедливых из числа мусульман» (сура Аль-Маида: 106).

Также Всевышний Аллах говорит:

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِنْ تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

(смысл): «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя имущество, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (сура Аль-Бакара: 180).

В толковании этого аята Ибн Касир пишет: «В этом аяте содержится повеление составлять завещание в пользу родителей и других родственников. Это было обязательным до ниспослания аятов о наследстве, которые отменили закон об обязательном завещании. С тех пор наследники стали получать фиксированную долю и без завещания. Ни наследник, ни наследодатель не имеют права менять эту долю».

Из сунны Пророка на это указывает следующее. Имам Муслим в своём сборнике хадисов приводит хадис от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха сказал:

ما حق امرئ مسلم له شيء يوصي فيه، يبيت ليلتين إلا ووصيته مكتوبة عنده

«Непозволительно мусульманину, у которого есть имущество, которое можно завещать, провести даже две ночи, не имея письменного завещания» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).

В комментариях к этому хадису Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет, что в этом хадисе есть побуждение составить завещание, и все мусульмане единогласны в том, что это повеление о составлении завещания. Однако Имам Навави пишет, что мнение шафиитского мазхаба и большинства учёных заключается в том, что это повеление указывает не на обязательность, а на желательность составления его.

Из практики сподвижников. Есть много примеров из практики сподвижников, когда они писали завещания своим близким и родственникам. Одно из них – то, что приводит Абдурразак в своём сборнике «Мусаннаф»:

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что сподвижники писали в начале своих завещаний:

بسم الله الرحمن الرحيم هذا ما أوصى به فلان: إنه يشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله صلى الله عليه وسلم {وأن الساعة آتية لا ريب فيها وأن الله يبعث من في القبور} وأوصى من ترك من أهله أن يتقوا الله ويصلحوا ذات بينهم، ويطيعوا الله ورسوله إن كانوا مؤمنين وأوصاهم بما أوصى إبراهيم بنيه ويعقوب

«Именем Аллаха, милостивого и милосердного, это то, что завещает то-то и то-то. Он (завещатель) свидетельствует что нет Бога достойного поклонения кроме Аллаха, единого, и нет ему сотоварища, и что поистине Мухаммад является его рабом и Посланником . «...и поистине Час, в котором нет сомнения, непременно наступит, и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах" (сура Аль-Хадж: 7). Также он завещает своим родственникам бояться Аллаха и сохранять родственные отношения между собой, повиноваться Аллаху и его Посланнику, ибо вы и являетесь уверовавшими. Также завещает то, что завещал Ибрахим и Якуб (мир им) своим сыновьям».

Что касается единогласия учёных, то все мусульманские учёные со времён сподвижников сошлись во мнении на том, что разрешено составлять завещание, и не передаётся ни от одного из них запрет на это.

Однако стоит отметить, что милостыня (садака), выплаченная человеком при жизни, лучше, чем завещание, которое вступает в силу только после его смерти. Потому что милостыня, выплаченная при жизни, более указывает на искренность веры мусульманина, чем завещание. Следовательно, и награда за милостыню больше, чем за завещание.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ

(смысл): «Расходуйте из того имущества, которым Мы вас наделили, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты предоставил мне недолгую отсрочку, я стал бы раздавать милостыню и стал бы одним из праведников"» (сура Аль-Мунафикун: 10).

В сборнике достоверных хадисов имама Аль-Бухари приводится хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что лучшая милостыня – это та, которую человек отдал, будучи здоровым.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

جاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم - فَقَالَ: يَا رسولَ الله، أيُّ الصَّدَقَةِ أعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: «أنْ تَصَدَّقَ وَأَنتَ صَحيحٌ شَحيحٌ، تَخشَى الفَقرَ وتَأمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمهِلْ حَتَّى إِذَا بَلَغتِ الحُلقُومَ قُلْتَ لِفُلان كذا ولِفُلانٍ كَذا، وقَدْ كَانَ لِفُلانٍ».

«Как-то раз один человек пришёл к Посланнику Аллаха и спросил: "О Посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?" Пророк ответил: "За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу и не станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как всё это уже принадлежит им!"». (Бухари, 1419; Муслим, 1032).

Также Абдураззак приводит в своём сборнике «Мусаннаф» от Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал:

مثل الذي يعتق عند الموت كمثل الذي يهدي إذا شبع

«Человек, который освобождает раба при смерти, подобен тому, кто преподносит подарки при сытости».

Мудрость предписания Всевышним завещания

Согласно правилам шариата, завещание должно было быть недействительным, так как это является распоряжением человека имуществом после своей смерти. А человек после смерти не имеет никакого права распоряжаться «своим» имуществом. Однако проявлением мудрости шариата является то, то Всевышний Аллах разрешил такое распорядительство и после смерти, учитывая пользу, которую получает от завещания сам завещатель, его родственники и всё общество.

Что касается пользы, которую получает завещатель – это вознаграждение, которое он получает за милостыню после смерти и за благое упоминание его имени.

Польза, которую получают его близкие за его завещание – это то, что те родственники, которые не имеют долю в его наследстве, не остаются без ничего, а получают долю из этого завещания.

А польза для общества – это то, что завещание расходуется на благотворительность: постройку мечетей, медресе, библиотек, больниц, облагораживание дорог и тому подобное.

Да одарит нас Аллах пониманием религии и приумножит наши благие деяния, совершённые при жизни и после смерти. Амин!

Мухаммад Мухаммадов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.