Разрешено ли мужчинам и женщинам совершать таваф вместе?

28 Август 2017

Вопрос: Известно, что во время хаджа мужчины и женщины совершают таваф вместе. Разрешено ли это?

Ответ:

Как известно, в Исламе не дозволяется смешивание мужчин с женщинами. А в том случае, если в этом есть предпосылки для фитны, это не разрешается даже при совершении тавафа, ибо последствия этого очень губительны для общества.

На вопрос совместного совершения тавафа мужчинами и женщинами обращают внимание многие, особенно паломники, которые впервые прибыли в эти святые места. Более того, некоторые проповедники издавали фетвы о недопустимости такого совершения тавафа и других поклонений в заповедной мечети Мекки.

Например, саудовский проповедник Юсуф Аль-Ахмад издал фетву о необходимости разрушения и полной реконструкции мечети Аль-Харам и запрета на совместное совершение тавафа и са‘ю мужчинами и женщинами. Однако общественность и учёные Саудовской Аравии осудили эту фетву и высказались против такой идеи.

Подробная статья об этом с комментариями различных учёных и преподавателей исламских университетов была опубликована на сайте саудовской газеты «‘Указ» в 2010 году.

Руководитель Академии фикха доктор Салих ибн Забин Аль-Марзуки, комментируя эту фетву, сказал: «Мы не видим никакой обоснованности в этих словах. Ведь со времён Пророка и мужчины, и женщины совершали намаз в одной мечети, и женщин не отделяли даже ширмой».

В этой же статье приводится и комментарий автора скандально известной фетвы, в котором он объясняет свою позицию относительно этого вопроса: «Я не уверен, что кто-то согласится с тем, чтобы его жена или родственница соприкасались с чужими мужчинами во время совершения тавафа. Поэтому ради защиты прав женщин и проявления к ним почтения, чтобы они спокойно совершили свои поклонения и намаз, именно с этой целью я заявил о необходимости расширения матафа (внутреннего двора заповедной мечети, где совершают таваф) и создания специальных мест для женщин».

Как мы выше написали, запрещается только смешивание мужчин с женщинами, но о запрете совершать таваф вместе в Шариате ничего не сказано. От Уммы Саламы (да будет доволен ею Аллах), жены Пророка передаётся:

شَكَوْتُ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَنِّى أَشْتَكِى . قَالَ: طُوفِى مِنْ وَرَاءِ النَّاسِ وَأَنْتِ رَاكِبَةٌ . فَطُفْتُ وَرَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يُصَلِّى إِلَى جَنْبِ الْبَيْتِ ، يَقْرَأُ بِالطُّورِ وَكِتَابٍ مَسْطُورٍ

«Во время хаджа я пожаловалась Посланнику Аллаха на болезнь, и он сказал: “Соверши обход позади всех остальных людей, сидя верхом”. Я так и сделала, а в это время Посланник Аллаха ** молился рядом с Каабой, читая суру Ат-Тур» (Бухари 464 и Муслим 1276).

Ибн Хаджар Аль-Аскаляни комментирует этот хадис:

«Пророк повелел ей (Умму Саламе) совершить таваф (верхом) позади людей, чтобы она была более защищённой, чтобы она не прерывала их ряды, и чтобы они не испытывали неудобств от её верблюда» («Фатх Аль-Бари», 3/481).

Однако в настоящее время, когда в Мекку прибывают миллионы паломников, у мужчин не остаётся возможности для совершения тавафа, не смешиваясь с женщинами; также и наоборот. Поэтому совершение тавафа в таком виде, скорее, вынужденная мера, чем решение шариата на разрешение смешивания полов.

Следовательно, когда паломник оказывается вынужден совершить таваф в таком положении, он по мере возможности должен остерегаться соприкосновения с женщинами и не смотреть на них.

Что же касается совместного совершения тавафа мужчинами и женщинами, то это является разрешённым в шариате действием. Однако, как мы отметили выше, следует делать всё возможное для того, чтобы мужчины и женщины не касались друг друга.

Нурмухаммад Изудинов