Правда ли, что нежелательно протирать лицо руками после кунута

13 Ноябрь 2017

Дуа аль-кунут (махдина) – это специальная молитва, которую желательно читать в ходе утреннего намаза во время иʻтидаля (стояния после поясного поклона) второго ракаата. Также желательно читать дуа аль-кунут в последнем ракаате витру-намаза во второй половине месяца Рамадан.

Также учёные единогласны во мнении, что читать дуа аль-кунут во время всех пяти обязательных намазов также является сунной, когда какая-либо беда постигает мусульман или самого молящегося.

При чтении «махдины», как и при чтении любого дуа, человеку, совершающему намаз, желательно обе руки вытягивать вперёд. Также желательно, чтобы ладони были раскрыты. Однако после завершения чтения кунута руками по лицу не проводят.

Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:

«После завершения чтения дуа аль-кунута руками лицо не протирают, и это мнение является достоверным. Достоверность этого мнения подтвердили Аль-Байхаки, Ар-Рафи'и и другие учёные мухаккики. Аль-Байхаки сказал:

"Я не помню какого-либо мнения относительно протирания лица в этот момент, которое бы передавалось от саляфов (праведных предшественников), хотя от некоторых саляфов передаётся это (протирание лица руками после завершения дуа) вне намаза.

Что касается этого (протирания лица) во время совершения намаза, то это является действием, которое не установлено ни хадисами, ни асарами (словами или действиями сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах)), ни киясом (суждением по аналогии в тех положениях, относительно которых нет прямых текстов шариата).

Поэтому лучше всего будет не делать этого (не протирать лицо) и ограничиться тем, что передают саляфы: поднятием рук, не проводя ими по лицу во время совершения намаза"». («Аль-Маджму’ Шарх Аль-Мухаззаб»)

Согласно мнению, которое приводит Ан-Навави в своей книге от имама Аль-Байхаки, у обычая протирать лица после завершения кунута в намазе нет основания в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в словах и действиях сподвижников, их последователей (табиинов) и остальных праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Минхадж аль-кавим» подтверждает это мнение:

«Также нежелательно протирать ими (руками) лицо после завершения кунута».

От Абу Дауда передаётся, что он слышал, как имама Ахмада спросили о человеке, который протирает лицо руками после окончания дуа в витр-намазе. Он на это ответил: «Я не слышал об этом ничего». («Мухтасар киям аль-лайл, ва киям Рамадан, ва китаб аль-витр»)

Как видно в этом сообщении от имама Ахмада, речь идёт о протирании лица руками после кунута в витр-намазе. Также и другие учёные, которые отвергали протирание лица руками после дуа, имели в виду дуа во время совершения намаза.

Во всех остальных случаях (вне намаза) сунной является во время дуа поднимать руки ладонями кверху, а после дуа – проводить ими по лицу. Достоверно передаётся от некоторых сподвижников, что они протирали лицо руками после мольбы.

Что касается мудрости совершения дуа именно в таком виде, то можно сказать, что протягивание рук ладонями кверху с точки зрения психологии указывает на то, что этот человек нуждается в чём-то и просит о помощи. Поэтому протягивание рук ладонями вверх, когда мы обращаемся к Всевышнему Аллаху с мольбами, означает, что мы настоятельно просим Его принять наши мольбы.

Что же касается последующего проведения руками по лицу, то это объясняется тем, что во время дуа на ладони человека нисходит благодать от Всевышнего. И поэтому следует донести эту благодать до самой почётной части человеческого тела, то есть до лица.

Тем не менее, человеку, совершающему намаз, нежелательно протирать лицо после завершения дуа аль-кунут. В этом случае для него лучше всего будет ограничиться поднятием рук и не протирать ими лицо, как это передаётся от праведных предшественников.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

20 моментов, когда принимаются дуа

Дуа, которое читал Пророк (), желая избавиться от недуга

Как совершать дуа

Как не следует делать дуа?