Правда ли, что опоздавшим в мечеть на намаз нежелательно совершать его коллективно?

17 Ноябрь 2017
4547

После полной отмены запрета на свободу вероисповедания в нашей республике открылось большое количество мечетей. Сотни домов Аллаха по всему Дагестану были отреставрированы и открыли свои двери для прихожан. Также было построено большое количество новых мечетей, особенно в городах и в больших населённых пунктах.

Несмотря на то, что с тех пор, как начали функционировать эти мечети, прошло много времени, не все прихожане усвоили все правила и этикет посещения мечети, а также особенности совершения коллективного намаза. Практически в каждой мечети нередко можно заметить у того или иного посетителя ошибки.

Одно только успокаивает: к счастью, преобладающее большинство этих ошибок не нарушают намаз, но в любом случае из-за них человек теряет вознаграждение. Довести до каждого суть именно его ошибки и объяснить ему тонкости этого вопроса не представляется возможным. Поэтому имамы периодически напоминают об этом прихожанам мечети.

Часто можно увидеть, особенно в больших мечетях, расположенных в густонаселённых районах, как после окончания основного джамаат-намаза совершается ещё один коллективный намаз. В некоторых случаях таких намазов совершается несколько, поскольку мы умудряемся опоздать и на второй джамаат-намаз.

Каков же хукм такого намаза? Есть ли в нём нежелательность? Каковы необходимые условия для этого? Обо всём этом мы расскажем в данной статье.

Совершать ещё один коллективный намаз после завершения основного джамаат-намаза в мечети в принципе нежелательно. Однако нежелательность отпадает в следующих случаях:

1. это мечеть, куда обычно и после завершения джамаат-намаза заходят люди (مَطْرُوق – матрук);

2. в этой мечети нет назначенного имама;

3. в этой мечети имеется назначенный имам, и он дал разрешение на совершение второго джамаат-намаза;

4. мечеть не вмещает всех прихожан.

Во всех вышеприведённых случаях нет нежелательности в совершении ещё одного джамаат-намаза в мечети после завершения основного коллективного намаза.

Имам Хатыб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«Нежелательно совершать в мечети джамаат-намаз без разрешения имама этой мечети. Это не разрешается ни до совершения основного намаза, ни после него, ни во время его совершения. Потому что в этом есть опасность возникновения смуты.

Исключение составляют случаи, когда в эту мечеть обычно приходят люди и после завершения джамаат-намаза (مَطْرُوق – матрук). В таком случае нет нежелательности совершения второго джамаат-намаза.

Также нет нежелательности второго джамаат-намаза, когда в этой мечети нет назначенного имама, даже если мечеть не является матруком. Таков же хукм, если назначенный имам дал разрешение на совершение второго джамаат-намаза. А если даже имам не дал разрешения, но мечеть не вместила всех пришедших на намаз, нет нежелательности в совершении джамаат-намаз в этой мечети во второй раз». («Мугни аль-мухтадж»)

Также Имам Ар-Рамли пишет об этом:

«Нежелательно совершать джамаат намаз в мечети, которая не является матруком и имеет назначенного имама, без его разрешения после завершения основного коллективного намаза или во время его совершения.

Если назначенный имам этой мечети отсутствует, желательно подождать, пока он не придёт. Если же прихожане не желают упускать преимущество намаза, совершённого в начале отрезка времени, отведённого на совершение намаза, тогда другой человек становится имамом.

В противном случае желательно ждать имама, если нет опасности упустить весь отрезок времени, отведённый на совершение этого намаза. Это всё допускается в тех случаях, когда нет предпосылок для возникновения смуты, в противном случае следует совершить этот намаз каждому индивидуально (в одиночку).

Что же касается мечети матрук (мечети, куда обычно и после завершения джамаат-намаза приходят люди), то в такой мечети нет нежелательности совершения нескольких джамаат-намазов, даже если там имеется назначенный имам и одновременно совершаются два джамаат-намаза». («Нихаят аль-мухтадж»)

В книге «Хашия Аль-Кальюби», которая является комментарием известного шарха Аль-Махалли («Канз ар-рагибин») к книге «Минхадж» Имама Ан-Навави, даётся подробное разъяснение о том, что такое мечеть матрук:

«Мечеть матрукэто такая мечеть, в которой повторяется совершение намаза, даже индивидуально. В такой мечети нет нежелательности совершать коллективный намаз до основного джамаат-намаз, после него и во время его совершения. А в мечети, которая не является матруком, нежелательно совершать таким образом джамаат-намаз без разрешения назначенного имама.

Мечеть, не являющаяся матруком – это та мечеть, где не совершается другой намаз, кроме основного джамаат-намаза, который совершается в начале отрезка времени, отведённого на его совершение, и после этого она закрывается до наступления времени следующего намаза». («Хашия Аль-Кальюби»)

Исходя из вышеприведённого, можно сказать, что большинство наших мечетей являются матруками, следовательно, для опоздавших на основной джамаат-намаз в таких мечетях нет нежелательности в том, чтобы совершить этот намаз коллективно.

Мудрость же нежелательности такого совершения джамаат-намаза для опоздавших кроется в том, что возможна опасность предположений о том, что второй джамаат совершает этот намаз отдельно из-за противоречий или разногласий с имамом мечети.

Соответственно, это может подорвать доверие к имаму и отдалить от него людей. А когда люди часто видят, что в мечети и после завершения основного джамаат-намаза люди совершают намазы, опасность таких предположений отпадает.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!​

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

Намаз – защита от всех бед

Всё о намазе

Соблюдение времени намазов

Коллективный намаз

Порядок выполнения намазов

Намаз путника

Намаз, который ценнее всего этого мира (ВИДЕО)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.