Можно ли совершать намаз в одежде, испачканной уличной грязью?

30 Ноябрь 2017 1235

В Исламе существует понятие чистоты и нечистоты (наджаса). Если на одежде, теле или на месте совершения намаза нет наджасы, это не вредит намазу. Следовательно, если уличная грязь, которая испачкала одежду, не содержит наджасы, это однозначно не вредит намазу и в такой одежде можно совершить намаз.

А нечистотами (наджасой) по шариату считается то, при наличии чего на теле, месте намаза или одежде нельзя совершать намаз. Нечистотами являются все опьяняющие жидкости; жидкости, исходящие из тела (кроме пота и спермы); кровь, гной, рвотные массы; все мёртвые животные (кроме человека, рыбы и саранчи); что-либо отрезанное от живого животного (кроме пера, волос и шерсти с животных, мясо которых можно употреблять в пищу); собака; свинья (кабан), их потомство и семя; молоко всех животных, мясо которых запрещено есть (кроме человеческого); то, что заколото без соблюдения шариатских требований.

Однако для наджасы (нечистот), от которой трудно защититься, Всевышний Аллах даёт афву (прощение). Например, прощаются (то есть делается афву) нечистоты, которые могут прилипнуть к одежде с грязных улиц при невозможности защититься от них. Также афву делается для дождевой воды, текущей по грязным улицам.

Хумейда, жена Абдуррахмана ибн Ауфа, сообщает, что однажды она спросила у Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах), жены Посланника Аллаха :

إِنِّي امْرَأَةٌ أُطِيلُ ذَيْلِي، فَأَمْشِي فِي الْمَكَانِ الْقَذِرِ، فَقَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يُطَهِّرُهُ مَا بَعْدَهُ

«Я ношу одежду с длинными полами, но мне приходится ходить по грязным местам (что мне делать?)». Умму Саляма ответила: «Посланник Аллаха говорил: "Её очистит последующее (чистое) место пути"». (Тирмизи, Ибн Маджа)

Уличная грязь и глина, прилипшая к одежде, прощается (делается афву), если в них явно не просматривается нечистота; и не имеет значения, жидкая это грязь или сухая, много её или мало, так как защититься от неё практически невозможно.

Аль-Хатиб Аш-Ширбини об этом пишет следующее:

«От нечистой уличной грязи делается афву – в той мере, от которой в большинстве случаев трудно защититься, ибо люди вынуждены ходить по своим делам, а многие из них не имеют в наличии более одной смены одежды. А если повелеть людям мыть одежду каждый раз, когда к ней прилипнет уличная грязь, это причинит им большие трудности.

Следовательно, если не трудно защититься, тогда и афву не делается. То, от чего делается афву, различается в зависимости от времени года, участка одежды или части тела, на которую попадает грязь. Следовательно, в зимнее время прощается то, что не прощается летом. Также прощается грязь, которая прилипла к подолу мужской одежды, но такая же грязь не прощается, если она прилипла к его руке или рукаву». («Мугни аль-мухтадж»)

В заключение хотелось бы ещё раз сказать: если на одежду человека попадёт уличная грязь, то это не будет являться препятствием для намаза. Намаз, совершённый в такой одежде, будет считаться действительным.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

Коллективный намаз и одежда

Чистота тела, одежды и места совершения намаза

Можно ли совершать намаз, если на одежду попал спирт?

Как одеться для выполнения намаза

После намаза обнаружил наджасу на одежде. Нужно ли переделать намаз?

Можно ли совершать намаз с макияжем на лице?

Кошачьи волосы и намаз

Считается ли намаз действительным, если рядом стоял человек в нечистой одежде?

Можно ли совершать намаз на голой земле?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.