Нужно ли совершать ратибаты джума-намаза, если после него совершают обеденный намаз

25 Январь 2018 1833

Джума-намаз является одним из важнейших еженедельных поклонений, которые вменены в обязанность каждому совершеннолетнему мусульманину (мужчинам). Важно не столько совершение намаза, сколько собрание мусульман в мечети в один установленный день недели.

Посетить пятничное богослужение обязаны все свободные, умственно полноценные и достигшие совершеннолетия мужчины, которые не находится в пути, не страдают недугом и не имеют иных причин, позволяющих не совершать обычный джамаат-намаз в мечети.

Помимо обязательных условий обычного намаза, для джума-намаза имеются другие дополнительные условия, в числе которых есть и следующие:

- в том или ином населённом пункте, где совершается джума-намаз, он должен быть совершён в одном месте;

- джума-намаз должен совершаться коллективно (в джамаате). Джамаат для джума-намаза должен состоять как минимум из сорока полноценных мужчин, включая имама.

Если эти условия не будут соблюдены, то джума-намаз не считается полноценным, и жители этого населённого пункта, согласно шафиитскому мазхабу, после джума-намаза совершают и обеденный намаз.

Что касается ратибатов, то это суннат-намазы, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время совершения ратибатов соответствует времени обязательного намаза, до или после которого их желательно совершить.

Совершение четырёх ракаатов ратибата до обеденного намаза и четырёх ракаатов после него является суннатом. Таким же будет решение и относительно джума-намаза. Однако в том случае, когда после джума-намаза совершается ещё и обеденный намаз, действителен другой порядок их совершения.

После джума-намаза обеденный намаз совершают из-за сомнений в действительности только что совершённой пятничной молитвы. Для ратибатов, которые совершаются после обязательного намаза, важным условием является полноценное совершение соответствующего намаза.

Следовательно, после такого джума-намаза ратибаты не нужно делать, так как имеется сомнение в его действительности. Поэтому в тех населённых пунктах, где после пятничного совершают и обеденный намаз, четыре ракаата ратибатов совершаются только перед пятничным намазом. После такого джума-намаза ратибаты не совершаются.

Далее совершается обеденный намаз, до и после которого, как обычно, совершаются соответствующие ратибаты – восемь ракаатов (по четыре ракаата до и после).

В книге «Фатх Аль-‘Аллям» об этом пишется следующее:

«Если джума-намаз не заменяет обеденный намаз и после пятничной молитвы совершают и обязательный обеденный намаз по причине совершения нескольких пятничных намазов в одном населённом пункте, как это делается в Димяте (город в Египте), то не нужно совершать ратибаты после пятничного намаза, ибо есть сомнения в действительности этого джума-намаза.

После пятничного намаза совершают ратибаты, исполняемые перед обеденным намазом, затем совершают обязательный обеденный намаз, затем ратибаты, исполняемые после обеденного намаза.

В итоге, если после пятничной молитвы совершают обеденный намаз, общее количество ракаатов их ратибатов достигает двенадцати: четыре ракаата ратибата до пятничного намаза, четыре ракаата перед обеденным намазом и четыре ракаата после обеденного намаза». («Фатх Аль-‘Аллам», 2/24).

Исходя вышеприведённого, мы можем сказать: если после пятничной молитвы совершают обеденный намаз, то ратибаты совершаются только перед джума-намазом, а после этого пятничного намаза совершать ратибаты не нужно.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.