Должен ли маъмум произносить такбир, когда он встаёт для завершения намаза?

22 Февраль 2018 2185

Одной из милостей Всевышнего Аллаха к своим рабам является позволение человеку присоединиться к джамаат-намазу в любое время, пока имам не произнёс таслим (Ас-Саяляму ‘алайкум). Человек, присоединившийся таким образом к коллективному намазу, как и все маъмумы, обязан следовать всем действиям имама, даже если это противоречит порядку совершения его собственного намаза, если бы он совершал этот намаз в одиночестве (мунфаридом).

От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — فِى بَيْتِهِ وَهْوَ شَاكٍ ، فَصَلَّى جَالِسًا وَصَلَّى وَرَاءَهُ قَوْمٌ قِيَامًا ، فَأَشَارَ إِلَيْهِمْ أَنِ اجْلِسُوا ، فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ: « إِنَّمَا جُعِلَ الإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ ، فَإِذَا رَكَعَ فَارْكَعُوا ، وَإِذَا رَفَعَ فَارْفَعُوا ، وَإِذَا صَلَّى جَالِسًا فَصَلُّوا جُلُوسًا

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который болел, начал совершать у себя дома намаз сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, а закончив намаз, сказал:

"Имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали его примеру, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет голову, поднимайте и вы, а если он совершает намаз сидя, то совершайте намаз сидя и вы"». (Бухари, Муслим, Абу Дауд)

Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «если он совершает намаз сидя, то совершайте намаз сидя и вы», то учёные-богословы шафиитского мазхаба считают, что данное веление было отменено в силу более поздних указаний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно намаза, о которых говорится в других хадисах.

Например, человек, вступивший в джамаат-намаз во втором ракаате, должен сидеть вместе с имамом для чтения ташаххуда, даже если он совершил только один ракаат. Таким же образом он не будет читать ташаххуд в своём втором ракаате, если совершается четырёхракаатный намаз. Точно так же обстоит дело с другими действиями намаза, ибо молящимся велено следовать за имамом.

Если человек не успел присоединиться к джамаат-намазу, пока имам не поднялся из поясного поклона в первом ракаате, он в любом случае после того, как имам дал таслим, должен встать и завершить свой намаз. Если в таком случае первый ташаххуд опоздавшего маъмума совпал с последним ташаххудом имама, маъмуму желательно произносить такбир, когда он встаёт для продолжения своего намаза.

Однако если они не совпадают, то есть к тому времени, когда имам закончил свой намаз, опоздавший маъмум завершил только первый или третий ракаат (кроме случая, когда совершается вечерний намаз), то маъмуму необязательно произносить такбир, когда он встаёт для продолжения этого намаза.

Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» об этом пишет следующее:

«После того, как имам дал таслим, масбук (опоздавший маъмум) встаёт, произнеся такбир (Аллаху Акбар). То есть ему желательно произнести такбир, если его сидение для ташаххуда вместе с имамом совпало с сидением для его собственного намаза, если бы он совершал этот намаз в одиночестве (мунфаридом).

Так будет в случае, если масбук присоединился к джамаат-намазу на втором ракаате вечернего намаза (магриб) или на третьем ракаате любого четырёхракаатного намаза. Это обусловлено тем, что совершающий намаз произносит такбир в этом месте, когда совершает намаз мунфаридом.

В противном случае, если это сидение не совпало со временем его (маъмума) сидения для ташаххуда, если бы он делал этот намаз мунфаридом, например, если он присоединился к джамаат-намазу в последнем ракаате или ко второму ракаату четырёхракаатного намаза, опоздавшему маъмуму нежелательно произносить такбир, согласно наиболее достоверному мнению.

В этом случае масбук не произносит такбир по причине того, что это не является моментом, когда ему желательно произносить такбир. Также в этом нет следования действиям имама, ибо имам уже завершил намаз.

Масбуку желательно (сунна) вставать для продолжения своего намаза только после того, как имам произнесёт оба таслима, однако ему можно встать и после первого таслима».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что маъмуму, который поднимается после саляма имама для завершения своего намаза, желательно произнести такбир, если предшествующее этому сидение совпадает с сидением для его собственного намаза, если бы он совершал намаз мунфаридом. А в остальных случаях ему необязательно произносить такбир.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.