Правда ли, что раньше пост начинали держать сразу после ночного намаза?

6 Июнь 2018
2990

Вопрос: Говорится, что в первое время, когда пост стал обязательным, его начинали держать сразу же после ночной молитвы. Так ли это?

Ответ: В первое время пост для мусульман начинался сразу же после ночного намаза. После этого времени нельзя было есть, пить и приближаться к женщинам. Впоследствии по милости Аллаха мусульмане получили послабление, и им было разрешено есть, пить и приближаться к женщинам до рассвета.

Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) и другие сказали, что в первое время постящемуся было запрещено есть, пить и иметь интимные отношения с того момента, как он уснул или совершил ночной намаз. После возникновения одной из этих причин (сон и совершение ночного намаза) человеку сразу запрещались действия, нарушающие пост.

Впоследствии этот хукм (постановление) был отменён, и все эти действия стали разрешёнными до наступления рассвета, вне зависимости от того, спал человек или нет. В качестве довода к этому они (большие учёные нашего мазхаба) привели хадис, переданный от Аль-Бараа бин ʻАзибы (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كَانَ الرَّجُلُ صَائِمًا، فَحَضَرَ الإِفْطَارُ، فَنَامَ قَبْلَ أَنْ يُفْطِرَ لَمْ يَأْكُلْ لَيْلَتَهُ وَلاَ يَوْمَهُ حَتَّى يُمْسِيَ، وَإِنَّ قَيْسَ بْنَ صِرْمَةَ الأَنْصَارِيَّ كَانَ صَائِمًا، فَلَمَّا حَضَرَ الإِفْطَارُ أَتَى امْرَأَتَهُ، فَقَالَ لَهَا: أَعِنْدَكِ طَعَامٌ؟ قَالَتْ: لاَ وَلَكِنْ أَنْطَلِقُ فَأَطْلُبُ لَكَ، وَكَانَ يَوْمَهُ يَعْمَلُ، فَغَلَبَتْهُ عَيْنَاهُ، فَجَاءَتْهُ امْرَأَتُهُ، فَلَمَّا رَأَتْهُ قَالَتْ: خَيْبَةً لَكَ، فَلَمَّا انْتَصَفَ النَّهَارُ غُشِيَ عَلَيْهِ، فَذُكِرَ ذَلِكَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَنَزَلَتْ هَذِهِ الآيَةُ: أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَائِكُمْ [البقرة: ١٨٧] فَفَرِحُوا بِهَا فَرَحًا شَدِيدًا، وَنَزَلَتْ: وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الخَيْطِ الأَسْوَدِ

"Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Пророка постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь следующий день до вечера.

И однажды Кайс ибн Сирма Аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: "Есть ли у тебя какая-нибудь еда?" Она сказала: "Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя". Он весь день работал, и поэтому его одолел сон. Через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: "Тебе не повезло". К середине следующего дня он упал в обморок.

Об этом рассказали Пророку , и тогда был ниспослан этот аят: "Вам (постящимся) дозволено вступать в интимную близость с вашими жёнами в ночь поста". (Аль-Бакара:187), – и они очень обрадовались этому. Также далее было ниспослано: "Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной нитки ночи (до рассвета)". (сура Аль-Бакара, 187). Этот хадис передал Бухари (1915) в своём сборнике достоверных хадисов "Ас-Сахих".

Также от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

كَانَ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إذَا صَلُّوا الْعَتَمَةَ حُرِّمَ عَلَيْهِمْ الطَّعَامُ وَالشَّرَابُ وَالنِّسَاءُ وَصَامُوا إلَى الْقَابِلَةِ فَاخْتَانَ رَجُلٌ نَفْسَهُ فَجَامَعَ امْرَأَتَهُ وَقَدْ صَلَّى الْعِشَاءَ وَلَمْ يُفْطِرْ فَأَرَادَ اللَّهُ تَعَالَى أَنْ يَجْعَلَ ذَلِكَ يُسْرًا لِمَنْ بَقِيَ وَرُخْصَةً وَمَنْفَعَةً فَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كنتم تختانون انفسكم وَكَانَ هَذَا مِمَّا نَفَعَ اللَّهُ تَعَالَى بِهِ النَّاسَ وَرَخَّصَ لَهُمْ وَيَسَّرَهُ

"При жизни Пророка после того, когда люди совершали ночной намаз (ʻиша), им была запрещена пища, вода и близость с женщинами, и они постились до наступления (следующей ночи).

Кто-то из мужчин, обманывая самого себя (то есть поступая несправедливо), вступал со своей женой в половую близость после ночного намаза и не разговлялся.

И Всевышний Аллах пожелал сделать в этом хукме (постановлении) облегчение для остальных, позволение и благо (и разрешил вступать в половую близость, есть и пить в течение всей ночи).

Всевышний Аллах сказал: "Аллах знает, что вы обманываете самих себя (поступаете несправедливо по отношению к самим себе)". (сура Аль-Бакара: 187). Это было из числа того, в чём Аллах даровал людям пользу, позволение и облегчение". Этот хадис передал Абу Давуд». («Аль-Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб»)

Таким образом, для нашей уммы было намного укорочено время поста и облегчено его соблюдение. Однако награда за пост осталась такой же, как и за тот, который начинался сразу после ночного намаза.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.