Сколько лет было Айше, когда она вышла замуж за Пророка ﷺ?

18 Октябрь 2018
17093

Вашему вниманию предлагается исследование, посвящённое установлению возраста госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах) во время её бракосочетания с Пророком , принадлежащее перу современного учёного-богослова, доктора Салахуддина аль-Идлиби. Перевод исследования приводится в несколько сокращённом виде.

Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!

Вся хвала Аллаху, Который восполняет всё благодаря Своей милости. О Господь, заверши и оберни для нас благом начатое нами!

Сегодня накопилось немало сомнений, которые вводят в заблуждение определённую категорию людей, когда они сталкиваются со слабыми опровержениями нападок на мусульман. Будучи уверенными, что в этих сомнениях и заключается суть религии, они воздерживаются от неё частично или в целом, да упасёт нас от этого Аллах. Мы попытаемся разобраться в некоторых сомнениях и найти ответы на спорные вопросы. В научных исследованиях не должно быть обстоятельств, которыми мы пренебрегали бы.

Одним из обсуждаемых вопросов является вопрос женитьбы Пророка на госпоже Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ. Было ли ей на тот момент девять лет? Мы хотим рассмотреть этот вопрос в контексте событий, происходивших в тот период истории.

Наше исследование относительно возраста Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на момент заключения брака с Пророком Мухаммадом и на момент супружеской близости с ним было проведено из-за существования разных путей передач (источников) хадисов. И в этом вопросе мнения учёных разделяются.

Первое, наиболее распространённое мнение:

Пророк заключил брак с Айшей ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ в возрасте шести лет, а вступил в супружескую близость, когда ей было девять лет. Это мнение основано на словах самой Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ. Имамы аль-Бухари, Муслим и другие по цепочке от Хишама бин Урвы, тот – от своего отца, а тот – от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ передали хадис, согласно которому Посланник заключил с ней брак, когда она была девочкой в возрасте шести лет, а к нему её отвели, когда ей было девять лет.

Надо иметь в виду, что в этой версии подсчёт её возраста ведётся исходя из того факта, что она родилась спустя четыре года после начала посланнической миссии Пророка .

Ибн Абдуль-Барр в книге «Истиаб» указал: «Посланник Аллаха женился на ней (Айше) в Мекке до хиджры, когда она была в возрасте шести лет, некоторые сказали – в возрасте семи лет, а привёл он её в свой дом в Медине в возрасте девяти лет».

Они исходят из источников, которые приводит сама Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ.

Второе мнение:

Пророк заключил брак с Айшей ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, когда ей было четырнадцать лет, а привёл её домой в возрасте семнадцати или восемнадцати лет, если считать её возраст исходя из того, что она родилась за четыре года до ниспослания Откровения. Речь имамов Ибн Исхака и ат-Табари как раз указывает на это, как это подтвердит позже четвёртое и пятое звено из цепочки доказательств второго мнения.

Доводами к мнению о том, что Пророк женился на Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, когда ей исполнилось 17 лет, являются следующие факты:

Факт 1.

Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ моложе своей сестры Асмы ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на десять лет. Асма ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась за двадцать семь лет до переселения в Медину, и это значит, что к началу пророческой миссии Мухаммада ей исполнилось четырнадцать лет. Отсюда следует, что Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась за четыре года до начала ниспослания Откровений.

Ибн Абдуль-Барр в книге «Аль-Истиаб», Ибн Асакир в труде «Тариху Димашк» передают от аль-Асмаи со слов Ибн Абу Заннада, сказавшего: «Асма, дочь Абу Бакра, была старше Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на десять лет». И цепочка передатчиков этого хадиса достоверная.

Абу Нуайм в книге «Марифа ас-Сахаба» о жизнеописании Асмы ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ пишет следующее: «Родилась Асма ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ за двадцать семь лет до начала отсчёта переселения и скончалась в семьдесят третьем году хиджры в Мекке в возрасте 100 лет, спустя несколько дней после убийства её сына Абдуллаха бин Зубайра».

Доказательством мнения об установлении даты рождения Асмы ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ являются слова Абу Нуайма, сказанные на основании слов самой Асмы ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ: «Я видела Зайда, сына Амра бин Навфаля, который, опершись спиной на Каабу, говорил: “О община курайшитов, на сегодняшний день никто из вас не является последователем религии Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, кроме меня”».

А Зайд умер во время реконструкции курайшитами Каабы. Это было за пять лет до ниспослания Откровения, как это передаёт Ибн Саад в книге «Ат-Табакат» от Саида бин Мусайиба, то есть за восемнадцать лет до переселения. И когда Асма услышала эти слова, ей было девять лет, что логично, потому что подобная информация не может быть воспринята и воспроизведена для передачи раньше, чем в девятилетнем возрасте.

Ибн аль-Асир в книге «Усуд аль-габа» пишет, что Абу Нуайм сказал: «Родилась (Асма) за двадцать семь лет до летоисчисления». Ибн Абдуль-Барр в книге «Аль-Истиаб» сказал: «Асма ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ скончалась в Мекке в месяце джумад аль-ула в 73-м году хиджры в возрасте 100 лет».

Факт 2.

Имам аль-Бухари передаёт слова Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ: «Когда Пророк Мухаммад был в Мекке, ему ниспослали аят (смысл): “День воскресения – установленный Час для их наказания, и в этот Час их наказание будет более ужаснее!” (сура «Аль-Камар», аят 46). В это время я ещё играла в игры, будучи девушкой (аль-джарият). Суры «Аль-Бакара» и «Ан-Ниса’» ниспосылались не иначе, как в то время, когда я находилась рядом с ним (Пророком )».

Известный экзегет и имам ат-Табари в своём толковании к Корану пишет о том, что говорит Ибн Аббас: «Между ниспосланием этого аята и сражением при Бадре прошло семь лет». Следовательно, этот аят был ниспослан за пять лет до переселения и спустя восемь лет после ниспослания Откровения.

Ибн Сайдах в книге «Аль-Мухкам» и Ибн Манзур в книге «Лисан аль-араб» пишут следующее: «Слово “аль-джарият” означает “молодая девушка”. Молодая девушка, в свою очередь, считается совершеннолетней. Этот термин арабы использовали по отношению к молодой девушке в начале её созревания».

Сколько же лет было Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, когда был ниспослан этот аят, если это случилось через восемь лет после начала Откровения?

Если же ссылаться на первое мнение, то получается, что ей было четыре года, а девочку в таком возрасте при определении гендерных характеристик не называют аль-джарият, то есть молодой девушкой. Отсюда следует, что первое утверждение ошибочно.

Согласно второму утверждению, её возраст на время ниспослания данного аята составляет 12 лет, что и соответствует термину «аль-джарият».

Факт 3.

Имам аль-Бухари передаёт от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда бы Посланник Аллаха не заходил к нам утром и вечером. После того как мусульмане стали подвергаться испытаниям, Абу Бакр (мой отец) решил переселиться в Эфиопию, а когда он добрался до Барк аль-Гимад, его встретил Ибн Дагина…».

Из этого рассказа (хадиса) следует два вывода:

А) Обычно ребёнок не осознаёт вероисповедания родителей, которое отличается от вероисповедания большинства людей, окружающих их, до возраста четырёх лет. И если Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась в четвёртом году после ниспослания Откровения и анализировала происходящее вокруг неё на уровне восьмилетнего ребёнка, то её слова «Сколько я помнила своих родителей, они всегда исповедовали эту религию» становятся утверждением того, что и так было ясно, и нисколько не дают дополнительной информации, потому что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), как известно, является первым из последователей Ислама, а Умму Руман к тому моменту уже давно приняла Ислам в Мекке, как об этом сообщает Ибн Саад.

Однако осознание Айшей ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ того, что Ислам исповедовали оба её родителя, а не только один отец, и тот факт, что эти её слова были сказаны в первом году с того момента, как пришло Откровение, делают её слова более уместными (правдоподобными) и логичными и позволяют думать, что она родилась за четыре года до ниспослания Откровения.

Это обоснование для утверждения, что Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась за четыре года до ниспослания Откровения. Об этом свидетельствуют ещё и другие доводы.

Б) Поистине, слова Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ «После того как мусульмане стали подвергаться испытаниям, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) решил переселиться в Эфиопию», связанные с тем, что она поняла, что её родители исповедуют Ислам, есть прямое свидетельство того, что на тот момент она хорошо осознавала происходящее вокруг; а переселение сподвижников из Мекки в Эфиопию происходило в середине пятого года после ниспослания Откровения, второе – в конце того же года или в начале шестого года.

Если бы Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась в четвёртом году после ниспослания Откровения, ей было бы не под силу понять происходившее в начале шестого года хиджры. Однако это звучало бы правдоподобно, если бы она родилась за четыре года до Откровения.

Факт 4.

Имам Мухаммад бин Исхак в книге «Ас-Сира ан-Набавия», упоминая имена тех, кто первым принял религию Ислам, пишет следующее: «Затем приняли Ислам люди из племён арабов, среди них Саид, сын Зайда бин Амр бин Нуфайл, его жена Фатима, дочь Хаттаба, Асма, дочь Абу Бакра, Айша, дочь Абу Бакра, которая тогда была молодой… Затем Аллах велел Посланнику открыть то, с чем он пришёл, и во всеуслышание объявить об этом людям, а также призывать их к Аллаху».

Имам Ибн Касир цитирует некоторые фразы Ибн Исхака, в которых говорится: «Затем Аллах повелел Пророку спустя три года после ниспослания Откровения заявить о том, что было ему велено, и терпеливо переносить вред от многобожников».

Из слов Ибн Исхака следует, что Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ приняла Ислам в период скрытого призыва после ниспослания Откровения и что на тот момент она была маленькой. И так как скрытый призыв длился три года, быть может, Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ присутствовала на некоторых собраниях к концу этого периода. И ссылаться на слова, утверждающие, что она родилась после ниспослания Откровения, никак невозможно, так как, согласно первому утверждению, она ещё не родилась. А согласно второму мнению, а именно – утверждению, что Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась за четыре года до ниспослания Откровения, её возраст на период скрытого призыва составлял шесть или семь лет.

Факт 5.

Имам ат-Табари в книге «Ат-Тарих» пишет следующее: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, женился в эпоху невежества на женщине по имени Кутайлат, дочери Абдул-Узза, и она родила ему Абдуллаха и Асму. А также в эпоху невежества он был женат на женщине по имени Умму Руман, дочери Амира, и она родила ему Абдуррахмана и Айшу. И все они – дети, которые были рождены от его двух жён в эпоху джахилии».

Этот исторический факт свидетельствует о том, что Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась до ниспослания Откровения.

Факт 6.

Имам Ат-Тахави в книге «Ахкам аль-Куръан» приводит цепочку передатчиков от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, которая говорит: «Откуда же знания у Абу Саида аль-Худри и Анаса, сына Малика, о хадисах Посланника Аллаха ? Поистине, они были маленькими детьми».

Однозначно, эти слова были подтверждены Айшей ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ.

Отсюда очевидна необходимость узнать дату рождения Абу Саида аль-Худри и Анаса, сына Малика (да будет доволен ими Аллах), а они оба родились приблизительно за десять лет до переселения. Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ же, согласно наиболее распространённому мнению, на один год моложе обоих этих сподвижников. И тогда слова Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ «Откуда же знания у Абу Саида аль-Худри и у Анаса бин Малика о хадисах Посланника Аллаха ? Поистине, они были маленькими детьми» становятся невозможными, так как получится, что она младше их на один год.

А согласно второму мнению, Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на семь лет старше этих обоих сподвижников, и на момент её замужества через год после переселения возраст этих сподвижников составлял одиннадцать лет, а она была восемнадцатилетней девушкой и лучше, чем они, понимала высказывания Пророка .

Отсюда понятно, почему Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ сказала про этих двух сподвижников, что они были маленькими детьми.

Несомненно, эти доводы и сопоставления достоверно свидетельствуют о том, что Посланник женился на Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, когда той исполнилось 17 лет.

Результат исследования:

Если собрать и сопоставить вышеприведённые доводы и доказательства, становится ясно, что госпожа Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась за четыре года до ниспослания Откровения, а Посланник Аллаха заключил с ней брак в десятом году после того, как пришло Откровение. В итоге, её возраст на момент заключения брака составлял 14 лет, это было за три года до переселения, а в дом Пророка её привели в конце первого года после переселения. Отсюда следует, что тогда возраст Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ составлял семнадцать или восемнадцать лет.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ было шесть лет на момент заключения брака и девять – во время супружеской близости, то его цепочка достоверна, однако его содержание противоречит историческим фактам.

Версий о том, что возраст матери правоверных Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на момент замужества был на несколько лет выше девяти, имеется множество. Они являются историческими данными, и хотя мы не можем ни одно из них назвать самостоятельным, отдельным доводом, однако все они вместе формируют явное и сильное доказательство, которое нельзя игнорировать.

Невозможно также отдать предпочтение тому, что установлено от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, в противовес всем этим историческим данным. Потому что, если исторические свидетельства достигают указанной степени (когда они вместе образуют весомый довод), они становятся весомее и сильнее слова одного сподвижника, который не убережён от забывчивости и ошибок.

Совокупность многочисленных свидетельств позволяет утверждать, что госпожа Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ родилась ещё за четыре года до начала пророчества, а не спустя четыре года после его начала. Всё это является доводом (далиль) в пользу того, что в этом вопросе произошла ошибка, путаница.

Книги по хадисам сильнее, весомее в плане надёжности и достоверности, чем книги по истории, ибо их основа – достоверность цепочки передач (иснад). Так же и с информацией, переданной лишь одним человеком, и информацией, переданной по многим путям (источникам). Это то, в чём учёные единогласны.

Проблема в данном случае не в сопоставлении книг хадисов с книгами по истории, а в вопросе сопоставления хадиса, связанного с действием, подтверждённым одним сподвижником в книгах хадисов, с десятью свидетельствами из книг хадисов и истории. В таком случае необходимо отдать предпочтение совокупности этих свидетельств перед версией, установленной одним сподвижником в книгах хадисов.

Комментарии автора:

В ходе дискуссий человек, поддерживающий версию о том, что Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ на момент супружеской близости было девять лет, сказал: «Я желаю рассмотрения данной проблемы, прежде чем подозревать госпожу Айшу ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ в ошибке и забывчивости: была ли женитьба в таком возрасте известной, распространённой практикой в арабской среде и у всех других наций в то время и даже в период, близкий к нашей эпохе?»

Салахуддин аль-Идлиби ответил: «Даже если женитьба на маленьких девочках была распространена в истории всех наций и народов, то, поистине, это не считается свидетельством в пользу того, что Пророк сделал это. За основу берётся отсутствие подтверждения, пока не приведут довод, устанавливающий это. Если это подтвердится посредством ясного довода, то никто не противоречит этому, и мы подчинимся этому, а в противном случае – нет».

Хадис, поддерживающий версию о том, что Айше ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ было девять лет на момент близости, привёл Абдуллах бин Сафвана от самой Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, которая сказала: «Посланник Аллаха женился на мне, когда мне было шесть лет, и меня привели к нему в дом, когда мне было девять лет». Он также упомянул хадис о дне их свадьбы и её сопровождении (переселении) к Пророку , и в нём содержится то же самое. Поддерживающий эту версию назвал определённое количество преданий, в которых приводятся такие же слова Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ.

Салахуддин аль-Идлиби ответил: «Эти предания от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ никак не дополняют то, что уже было установлено от неё же. Если от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ же передадут два, три или более хадиса и мы скажем, что в её словах произошла ошибка из-за её преклонного возраста, то в этом нет ничего нового. Однако в данном случае в этой теме нам могут принести пользу версии хадисов, переданные от одного или нескольких сподвижников по достоверной цепочке, так же как это было передано от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, что в день замужества ей было девять лет. Но подобных утверждений и передатчиков я не обнаружил по сей день.

И теперь у нас возникает вопрос: имеется ли в данной теме какой-либо другой источник помимо того, что передано от матери верующих Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ? Если кто-либо ответит положительно, приведя другие версии, переданные от неё же, то это будет аналогично вышеприведённому методу обоснования, поскольку вопрос стоял о другом источнике передачи рассказа, кроме Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ. И его утверждение есть не что иное, как утверждение того, что уже было сказано.

Есть ли хотя бы один из табиинов, который сказал бы, что Пророк Мухаммад заключил брак с Айшей ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, когда ей исполнилось шесть лет, или что он женился на ней, когда ей исполнилось девять лет?! Если бы мы нашли хотя бы одного такого передатчика, то мы могли бы сказать, что это передано от такого-то табиина. Раз такого нет, то мы не можем этого утверждать».

Данное исследование проведено доктором Салахуддином аль-Идлиби в 1435 году по хиджре 20-го числа месяца Зуль-хиджа, что соответствует 14 октября 2014 года.

Источник

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.