Положение «Салаха» в Шариате

8 Ноябрь 2018
5987

Разрешено ли побуждать людей к пятничной молитве, используя слова «Салаха»?

Всевышний Аллах вменил в обязанность каждому мусульманину совершение пятикратного намаза каждый день, а чтение азана уведомляет его о наступлении времени того или иного намаза.

Подобно тому, как для уведомления о наступления времени обязательного намаза желательно читать азан, так же и для уведомления о наступлении времени совершения желательного намаза желательно произносить фразу «Ас-салята джами‘а».

Однако этот призыв совершается не для каждого желательного намаза, а только для тех, которые желательно совершить с джамаатом, например, для таравих-намаза или праздничных ид-намазов.

Однако в Дагестане распространено чтение слов «Ас-салята джами‘а» в пятничный день, и называют их «салах». Их читают заранее, до момента наступления времени намаза. Практически из каждой джума-мечети до начала проповеди звучат слова: «Ас-салах, а-салах, ас-салах, рахима-куму-Ллах иля-с-салати-ль-джами‘а» («Молитва, молитва, молитва, да смилуется над вами Всевышний, приходите на коллективную пятничную молитву»).

Цель чтения этих слов в том, чтобы побудить людей подготовиться к пятничному намазу. Эта практика пришла не из сунны Пророка , поэтому нельзя быть убеждённым в том, что она является сунной Пророка и что её необходимо соблюдать. Если же совершать это с таким убеждением, то оно станет порицаемым действием.

Относительно практики этого действия – без убеждения в том, что это сунна Пророка – дагестанские учёные разошлись во мнениях. Мы можем выделить двух учёных, которые написали об этой практике. Первый из них – авторитетный учёный, факих, автор книги «Фатава аль-Чохи» Мухаммад Али аль-Чохи; второй – учёный, факих и автор фетв Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над ними Аллах).

Мухаммад Али аль-Чохи (да смилуется над ним Аллах) критически отнёсся к подобной практике чтения «Салаха», ссылаясь на отсутствие прямых доводов в пользу этого.

Но другой учёный, автор фетв Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над ним Аллах) в своих фетвах назвал эту практику хорошим новшеством и привёл ряд доводов к её дозволенности.

Далее мы коротко приведём его доводы.

Доводы Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над Аллах) таковы:

1. в книге «Аль-Фатава аль-Кубра» Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет, что муэдзины ввели в практику чтение салавата и салама Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после азана для обязательных намазов, кроме утреннего и пятничного. Для этих азанов они читают салават перед азаном.

Впервые такое чтение салавата было введено в практику в Египте во времена правления Салахуддина аль-Аюби по его прямому указанию. Причиной введения этой практики было то, что после убийства правителя Махзула его сестра повелела муэдзинам говорить в честь его сына: «Мир чистому имаму». И в дальнейшем халифов продолжали приветствовать таким образом, до тех пор, пока Салахуддин не отменил этот обычай и не ввёл взамен благословение и приветствие Пророку .

Ибн Хаджар прокомментировал эту практику следующим образом: «Какое же прекрасное дело он совершил! Да воздаст Аллах ему добром!»;

2. имам Ибрахим аль-Баджури (да смилуется над ним Аллах) в своём комментарии к книге «Абу Шуджа» упоминает практику чтения аятов из Корана и салавата до пятничного намаза с целью побудить людей подготовиться к этому намазу;

3. учёный ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин (да смилуется над ним Аллах) в своём комментарии к книге «Дурр аль-Мухтар» пишет, что в Дамаске в его время была распространена практика чтения салама Пророку перед оглашением азана к пятничному намазу, и эту практику они называли «тазкир», то есть «напоминание». В Дагестане учёные также называли эту практику «тазкир», как об этом написано в книге шейха Мухаммад-Арифа из с. Кахиб «Манамат».

Суть доводов, приведённых учёным Муртазаали, сводится к тому, что Салахуддин аль-Аюби (да смилуется над ним Аллах) ввёл чтение салавата в пятничный день до азана, и ибн Хаджар хорошо отозвался об этом новшестве. И по аналогии с тем, как хорошо отозвались факихи о практике чтения салама и аятов до пятничного намаза, чтобы люди подготовились к намазу, чтение «салаха» в пятницу, практикуемое в Дагестане, также одобряемо. Цель его в том, чтобы люди вспомнили о пятничной молитве и занялись подготовкой к ней.

Мухаммад Али аль-Чохи, в отличие от Муртазаали аль-Чирюрти, не был согласен с тем, что в пятницу можно что-то читать в качестве побуждения людей подготовиться к пятничному намазу. Подобных ситуаций много в поле фикха, где учёные могут расходиться во мнениях, и где каждая сторона отстаивает свою позицию, дабы достичь истины.

Однако стоит отметить, что не только имамы Ибрахим аль-Баджури и Ибн ‘Абидин (да смилуется над ними Аллах) писали о чтении салама и аятов в пятничный день, дабы побудить людей подготовиться к намазу. Об этом пишут Абдульхамид аш-Ширвани, Али Шабрамулси, Мухаммад Махфуз ат-Тармаси, Мухаммад Амин аль-Курди и другие имамы.

Заключение: эта практика имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная сторона: из наших наблюдений и практики мы можем сделать вывод, что чтение этих слов служит напоминанием о приближении времени пятничного намаза. Люди из-за мирской суеты и отвлечения от Аллаха порой забывают об обязательной пятничной молитве, не отличают пятницу от других дней. По этой причине кто-то пропускает джума-намаз, кто-то им пренебрегает, кто-то опаздывает.

Нельзя забывать об устрашающих хадисах Пророка относительно тех, кто пренебрегает пятничной молитвой. Пророк сказал: «Либо люди перестанут пропускать пятничные намазы, либо Аллах запечатает их сердца, и они станут безразличными». (Муслим)

К примеру, если даже человек не успеет совершить обеденный намаз сразу после наступления его времени, он может отложить его к концу отрезка времени, отведённого на его совершение, то есть совершить ближе ко времени следующего намаза.

А пятничный намаз нельзя так откладывать. Если человек не успеет своевременно совершить его за имамом, то он пропустит этот намаз и ни в коем случае не сможет его возместить.

Отрицательная сторона этой практики – некоторые люди могут подумать, что эта практика является обязательной или сунной. Но мы должны знать, что эта практика не пришла из сунны Пророка , и верить в это нельзя, так как такое убеждение, как пишут большинство учёных, в частности, Мухаммад Тахир аль-Карахи (да смилуется над ним Аллах), превращает эту практику в запретное новшество.

Если у человека нет убеждения в желательности или обязательности данной практики, и он практикует её в качестве напоминания о приближении пятничного богослужения, то в этом нет ничего предосудительного.

Подготовил Муса Багилов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.