Нужно ли перед каждым намазом удостоверяться в отсутствии наджасы?

26 Ноябрь 2018
8026

Чистота тела одежды и места совершения намаза от наджасы является одним из основных условий намаза. Однако обязательно ли для молящегося тщательно проверять все эти места и удостоверяться перед каждым намазом в отсутствии наджасы на них?

Ислам – это религия лёгкости, и Всевышний Аллах разрешает прибегать к упрощению во время возникновения трудностей при исполнении различных религиозных обрядов.

В Священном Коране сказано:

هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ

(смысл): «Он [Аллах] избрал вас для того, чтобы нести Его Веру другим людям. Он не устроил для вас в этой религии никакого непосильного затруднения и не вменил вам в обязанность то, что вы не можете вынести». (сура Аль-Хадж: 78)

Имам Ан-Навави в своей книге «Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет:

«Согласно нашему (шафиитскому) мазхабу, устранение наджасы (с тела, одежды и места совершения намаза) является условием действительности намаза. Если молящийся знает о наличии наджасы (на теле, одежде и месте совершения намаза), его намаз однозначно недействителен, и в этом нет разногласия между учёными. Если же он забыл об этом или не знал, то согласно нашему мазхабу его намаз также недействителен».

Здесь говорится о явном присутствии наджасы, а что касается предположений, то каждому мусульманину следует остерегаться таких внушений (васваса). Поистине, васвас является очень нехорошим недугом. Если он овладевает человеком, ему гарантированы постоянные беспокойства и непрекращающиеся сомнения в своих действиях.

Это всё явно затрудняет человеку совершить каждодневное поклонение, поэтому и следует остерегаться васваса и чрезмерности. Ведь чрезмерное усердие в наведении чистоты является следствием того, что человек дал волю своим внушениям.

По сути такое поведение молящегося означает возложение на себя обязанностей, которые Всевышний Аллах не вменил ему. К таким вещам человека чаще всего толкает его непримиримый враг – шайтан.

Тому, кто часто подвергается таким наущениям со стороны шайтана, следует постоянно прибегать к защите Всевышнего Аллаха от внушений и козней проклятого шайтана, а на безосновательные внушения ему не стоит обращать внимания.

Если человек очистил своё тело от наджасы, надел чистую одежду и встал на чистое место, чтобы совершить намаз, возникшие у него васвасы и сомнения не влияют на действительность намаза, который он собирается совершить, ибо в основе он чист от наджасы во всех отношениях.

Имам Ан-Навави в своей книге «Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Имам Аш-Шафии и большие учёные нашего мазхаба (асхабы) (да смилуется над ними Аллах) сказали, что можно совершить намаз в одежде женщины, у которой проходят месячные, а также в одежде, которая была надета во время половой близости, если нет уверенности в присутствии наджасы на этой одежде. Более того, это даже не считается нежелательным (караха).

Они также сказали, что можно совершить намаз в одежде ребёнка, неверного, мясника, закоренелого алкоголика и др., если нет полной уверенности в том, что эта одежда нечиста. Однако во время совершения намаза предпочтительнее надевать другую одежду, нежели эту.

Если на одежду человека попала сухая наджаса, и он её стряхнул, так, что на ней не осталось ничего, то намаз, совершённый в этой одежде, единогласно считается действительным».

Исходя из вышеприведённых слов имама Аш-Шафии и больших учёных нашего мазхаба, мы можем сказать, что человек не обязан каждый раз перед намазом тщательно проверять на наличие наджасы свою одежду, тело и место намаза. Однако он должен удостовериться в отсутствии наджасы, если для подозрений имеются соответствующие основания. В этом вопросе однозначно не берутся в счёт васвас и сомнения в присутствии наджасы. Следовательно, человек, который собирается совершить намаз, не должен проверять на наличие наджасы место только из-за внушений и наущений, которые возникают у него.

Чем отличается васвас от сомнения (шакка)?

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Фатава аль-факхия аль-кубра» об этом пишет следующее:

«Сомнение (шакк) отличается от васваса (внушения) тем, что сомнение основано на каких-то признаках. Сюда относится отказ от одежды того, кто непосредственно занят наджасой, или несовершение намаза за человеком, который обычно допускает халатность в устранении наджасы. Потому что в таких случаях основой является чистота, которой противопоставляется наджаса. В таком случае надо принять необходимые меры предосторожности. Напротив того, васвас является ни чем не обоснованным и противоречащим основе решением о присутствии наджасы.

Например, человек из предосторожности стирает новую или купленную одежду. Такая предосторожность считается нововведением (бид‘а), как об этом ясно сказал Имам Ан-Навави в своей книге «Шарх Аль-Мухаззаб».

В таких случаях желательно отказаться от подобных мер предосторожности, ибо человек, который подвержен васвасу, предопределяет то, чего не было на самом деле, а потом выносит для себя решение о том, что это действительно случилось.

Например, такой человек сначала воображает, что на его одежду попала наджаса, а потом он для себя выносит решение о наличии предполагаемой наджасы на его одежде, не имея на то никаких явных признаков и доказательств».

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.