Можно ли давать садака, если имеются долги

4 Декабрь 2018 3134

Садака (милостыня) – это одно из лучших деяний человека. Передача имущества нуждающимся ради достижения довольства Всевышнего Аллаха с целью получения вознаграждения считается милостыней.

Садака приносит огромную пользу обществу, ибо порождает братство и взаимопомощь среди мусульман. Тех, кто раздаёт садака, Всевышний Аллах размещает под тенью Арша в Судный День, когда нет другой тени.

Что же касается долгов, то человеку первым делом надо стараться избавиться от них. Если наступил срок уплаты долга и кредитор требует безотлагательной выплаты, человек обязан выполнить требования кредитора. Поэтому нельзя тянуть с выплатой долгов, ибо долг не прощается даже шахиду.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يَغْفِرُ اللهُ لِلْشَّهِيدِ كُلَّ شَيْءٍ إِلاَّ الدَّيْنَ

«Всевышний Аллах прощает шахиду всё, кроме неоплаченного долга». (Муслим, 1886)

От Салямата ибн Аква’ (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أن النبي صلى الله عليه وسلم أُتي بجنازة ليصلي عليها فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: لا، فصلى عليه، ثم أُتي بجنازة أخرى فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: نعم، قال: صلوا على صاحبكم، قال أبو قتادة: علي دينه يا رسول الله، فصلى عليه

«Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело покойного, и он спросил: "У покойного были долги?" Ему сказали, что не было, и он совершил джаназа-намаз за него. Затем, когда принесли другого покойного, он снова спросил: "У него были долги?" Ему ответили: "Да". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Сами совершите намаз за вашего друга". Тогда Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я беру на себя его долги, о Посланник Аллаха". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллах) совершил по нему джаназа-намаз». (Бухари)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُؤْتَى بِالرَّجُلِ الْمُتَوَفَّى عَلَيْهِ الدَّيْنُ، فَيَسْأَلُ: هَلْ تَرَكَ لِدَيْنِهِ مِنْ قَضَاءٍ فَإِنْ حُدِّثَ أَنَّهُ تَرَكَ وَفَاءً صَلَّى عَلَيْهِ، وَإِلَّا قَالَ: صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ فَلَمَّا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْفُتُوحَ قَالَ: أَنَا أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ، فَمَنْ تُوُفِّيَ، وَعَلَيْهِ دَيْنٌ فَعَلَيَّ قَضَاؤُهُ

«Если Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносили тело покойного, который имел долговые обязательства, то он спрашивал: "Оставил ли он наследство для выплаты своих долгов?" Если ему сообщали, что он оставил наследство, которого достаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, он совершал по нему джаназа-намаз.

Если нет, то он говорил: "Совершите молитву по своему товарищу". А когда Аллах помог ему свершить несколько завоеваний, он сказал: "Я ближе к верующим, чем они сами, и если у покойного останутся невыплаченные долги, то я обязуюсь выплатить их за него"». (Бухари, Муслим)

Тем не менее, не запрещено творить милостыню человеку, у которого есть долги. Об этом подробно рассказал имам Ан-Нававави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб»:

 «Что касается случая, если человек, имеющий долги, пожелает раздать желательную милостыню, то автор (книги Мухаззаб Аш-Ширази), его шейх Абу Ат-Таййиб, Ибн Ас-Саббаг, Аль-Багави и другие учёные обобщили этот вопрос и сказали, что ему нельзя давать в качестве желательной милостыню то, в чём он нуждается, чтобы выплатить свой долг.

Аль-Мутавалли и другие учёные высказали мнение, что это нежелательно (караха). Аль-Маъварди, Аль-Газали и другие сказали, что они не находят это желательным. Ар-Рафи‘и также сказал, что в этом нет желательности.

Предпочтительным же является мнение, что если человек предполагает, что, по всей вероятности, он сможет выплатить свои долги из другого источника, то нет ничего предосудительного в том, чтобы дать милостыню, и это иногда может быть желательным (мустахабб). В противном случае – если такой вероятности нет – творить милостыню такому человеку не разрешается».

Если человек желает раздать милостыню, и в это время наступает срок выплаты долга, а кредитор не даёт отсрочку, он сначала должен выплатить долг, ибо выплата долга является обязанностью, а раздача милостыни является лишь желательным деянием.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее:

 «Согласно наиболее аргументированному мнению, запрещается давать в качестве милостыни то, в чём человек нуждается для выплаты долга, даже если этот долг отсрочен будь это долг перед Аллахом или перед человеком.

Этот запрет действует, если у человека нет надежды своевременно выплатить долг, у которого наступил срок уплаты, и отсроченный долг, когда наступит срок его уплаты, из другого имеющегося дохода. Потому что исполнение обязательного не оставляют ради желательного. Аллах знает лучше».

Далее Ибн Хаджар пишет:

«Если человек полагает, что сможет выплатить долг из другого реального заработка, даже если уже наступил срок выплаты этого долга, то нет ничего предосудительного в том, что он даёт милостыню (садака) в некоторых случаях, имея явный доход, предназначенный для выплаты долга – это даже желательно».

Если перед человеком стоит выбор исполнения обязательного и желательного, то все учёные согласились с тем, что предпочтение отдаётся обязательному. Однако, если кредитор согласен дать отсрочку, то нет ничего предосудительного в том, что должник раздаёт милостыню по возможности.

Из всего вышеприведённого следует, что человеку, который имеет долги, не запрещается давать милостыню (садака), если она не влияет на своевременный возврат его долга. А в случае, когда у человека имеется реальный источник дохода или работа с хорошим окладом и т. п., то ему однозначно разрешается раздавать милостыню.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

 

Смотрите также:

Самое лучшее дуа для избавления от долгов

Долг платежом красен

Долг – две стороны одной медали

Может ли человек, имеющий долги, поехать на хадж

Милостыня при долгах

Обязан ли муж возместить долги жены?

Как избавиться от долгов?

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.