Обязательно ли соблюдать равенство в подарках для детей

27 Декабрь 2018 1560

Вопрос:

Я хотел купить своей старшей дочери сумочку в подарок. Однако мой друг, который был со мной, настаивал на том, что если я куплю подарок одному ребёнку, я должен буду купить такой же подарок и остальным. Я ему ответил, что другой дочери всего четыре года, поэтому ей не нужна сумка. Теперь я хочу знать, должен ли я купить второму ребёнку то же самое?

Ответ:

Соблюдение справедливости между детьми в вопросах, касающихся даров, настоятельно рекомендуется в шариате. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивал это в ряде преданий.

От Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَعْطَانِي أَبِي عَطِيَّةً، فَقَالَتْ عَمْرَةُ بِنْتُ رَوَاحَةَ: لاَ أَرْضَى حَتَّى تُشْهِدَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أَعْطَيْتُ ابْنِي مِنْ عَمْرَةَ بِنْتِ رَوَاحَةَ عَطِيَّةً، فَأَمَرَتْنِي أَنْ أُشْهِدَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «أَعْطَيْتَ سَائِرَ وَلَدِكَ مِثْلَ هَذَا؟، قَالَ: لاَ، قَالَ: فَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْدِلُوا بَيْنَ أَوْلاَدِكُمْ، قَالَ: فَرَجَعَ فَرَدَّ عَطِيَّتَهُ

«Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: "Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовать этот дар". Тогда мой отец пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: "Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о Посланник Аллаха".

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "А сделал ли ты такие же подарки всем остальным своим детям?" Мой отец ответил: "Нет". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям", – после чего мой отец вернулся и забрал свой подарок». (Бухари, 2587)

В той версии этого хадиса, который передаёт Муслим, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَأَشْهِدْ عَلَى هَذَا غَيْرِي، ثُمَّ قَالَ: أَيَسُرُّكَ أَنْ يَكُونُوا إِلَيْكَ فِي الْبِرِّ سَوَاءً؟ قَالَ: بَلَى، قَالَ: فَلَا إِذًا

«Тогда пусть свидетелем этого будет кто-нибудь другой». Далее он спросил: «Хотелось бы тебе, чтобы они одинаково хорошо относились к тебе?» Мой отец ответил: «Конечно». Он сказал: «Тогда не поступай так». (Муслим, 1623)

На основании вышеприведённого хадиса некоторые учёные высказали мнение, что следует обязательно соблюдать равенство среди детей, когда дарят им подарки. А если не соблюдать такой порядок и равенство, дарение будет недействительным.

Этого мнения придерживались Исхак, Ас-Саври, а также Бухари. Это также является одним из мнений, переданных от имама Ахмада.

Однако большинство учёных (джумхур) согласились с тем, что соблюдение равенства среди детей в дарении подарков является лишь желательным. Что же касается указания в вышеприведённом хадисе, то они (джумхур) отнесли его к желательности. Точно так же они отнесли и запрет, который упоминается в версии Муслима, к нежелательности (караха).

Дарить подарки некоторым из своих детей и лишать других, или давать некоторым детям больше, а другим меньше – нежелательно, и в этом нет греха. Это при условии, что мотив дарения не состоит в том, чтобы навредить другим детям или отречься от них. Если мотив состоит в том, чтобы отречься от них, то такой поступок будет рассматриваться как поступок, близкий к хараму, и за это будет записан грех.

Следовательно, если отец в полном здравии вручил одному из своих детей какой-либо подарок, это действие будет считаться законным, и после смерти отца остальные наследники не имеют права притязать на этот подарок. Ведь имеется единогласное решение учёных (иджма‘) о том, что человек в полном здравии имеет право подарить всё своё имущество постороннему человеку. Если ему разрешается такое относительно постороннего человека, то подарить одному из своих детей подарок или всё своё имущество тем более разрешается.

В любом случае, если все наследники после смерти отца согласятся как положено, соблюдая равенство, разделить имущество, которое ранее было распределено отцом, не соблюдая равенство, то нет сомнения в дозволенности этого.

Тем не менее, если отец считает, что подарок определённому ребенку будет недооценён этим ребёнком – в том смысле, что он будет растрачивать богатство и распоряжаться им безответственно или использовать недозволенными способами, – то отец имеет право воздержаться от дарения этому ребёнка подарка, который он дал другим детям.

В таком случае подарок этого конкретного ребёнка можно безопасно отложить в сторону и держать в доверительном управлении, а затем отдать ему/ ей тогда, когда он почувствует, что ребёнок будет тратить это имущество с умом и ответственно распоряжаться им.

Кроме того, если существует большой разрыв в возрасте, как в вашем случае, нет необходимости покупать точно такой же подарок другим детям, но вам желательно купить младшей дочери в подарок другой предмет с такой же стоимостью.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.