Действителен ли намаз, совершённый за имамом, который занят рибой?

14 Январь 2019 1553

Риба в Исламе является одним из самых тяжких грехов. В многочисленных аятах Священного Корана и Хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказано о страшных и ужасных мучениях, которые ждут тех, кто занимался рибой.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

«Те, которые пожирают ростовщическую прибыль (занимаются риба), восстанут из своих могил такими же, как восстаёт тот, кого повергает сатана своим прикосновением (как одержимый бесом). Это им за то, что они сказали: "Ведь торговля подобна ростовщичеству. Почему она запретна?". А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество, ибо в нём есть вред.

До кого дойдёт положение о запрете ростовщичества от его Господа и кто удержится от ростовщичества, покаявшись, тому будет прощено то, что предшествовало в его жизни до этого, и дело его в День Суда будет у Аллаха. А кто продолжит заниматься ростовщичеством, те станут обитателями Огня, и они в нём будут вечно пребывать.

Уничтожает Аллах имущество ростовщика и лишает такое имущество благодати, однако многократно увеличивает награду за милостыню и делает имущество благодатным. И Аллах не любит всякого неверного грешника!» (сура Аль-Бакара: 275-276)

Такое же наказание ждёт всех тех, кто так или иначе связан с рибой, даже если он не получал от этого выгоду или какую-нибудь финансовую прибыль. В любом случае он является соучастником большого греха, равного по тяжести прелюбодеянию с матерью.

От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ آكِلَ الرِّبَا، وَمُوكِلَهُ، وَشَاهِدَيْهِ، وَكَاتِبَهُ

«Посланник Аллаха проклял человека, поедающего проценты (который даёт взаймы под проценты), берущего под проценты, обоих свидетелей сделки и того, кто записывает эту сделку». (Тирмизи, 1206)

Также распространение рибы может стать причиной навлечения гнева Всевышнего Аллаха на тех, кто занят этим тяжким грехом. В хадисе, который передаётся от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا ظَهَرَ فِي قَوْمٍ الرِّبَا وَالزِّنَا، إِلَّا أَحَلُّوا بِأَنْفُسِهِمْ عِقَابَ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда люди выносят на свет ростовщичество и прелюбодеяние, они навлекают на себя гнев Всевышнего». (Имам Ахмад)

У того, кто прочитает вышеприведённый аят и эти хадисы, не возникнет сомнений в мерзости этого поступка, тяжести греха и страшных мучений, которые ждут того, кто занят этим делом.

Опасность рибы состоит в том, что такой способ накопления денег и материальных богатств отворачивает человека от созидательного, производящего труда. Не конкретные дела – построенные дома, произведённые предметы и оказанные услуги, а махинации с банковскими счетами и ценными бумагами – становятся смыслом деятельности многих людей.

Тем не менее, намаз за человеком, который совершает его, соблюдая все условия, не нарушая порядок совершения и правильно выполняя все его составные части, считается действительным, даже если этот человек является нечестивцем и грешником.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الصَّلاَةُ الْمَكْتُوبَةُ وَاجِبَةٌ خَلْفَ كُلِّ مُسْلِمٍ بَرًّا كَانَ أَوْ فَاجِرًا وَإِنْ عَمِلَ الْكَبَائِرَ

«Предписанные обязательные намазы нужно совершать за каждым мусульманином, будь он благочестивым или грешником, и даже если он совершает большие грехи». (Абу Давуд, 594)

Следуя за этим хадисом, сподвижники (сахабы) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) их последователи (таби’ины) и праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах) совершали намаз за несправедливыми правителями, ведь в те времена практически все правители, руководили коллективной молитвой, а люди совершали намаз за правителями, несмотря на их грехи и несправедливость.

Таким образом, мнение о том, что разрешается совершить коллективный намаз за нечестивцем, стало иджмой (единогласным решением учёных Ислама), как об этом пишет Ибн Кудама.

Нельзя совершать намаз за тем человеком, нарушение намаза которого нам известно. Если человек знает, что имам, например, не имеет омовения, то за ним нельзя совершать намаз. В противном случае нет у нас оснований не совершать намаз за тем или иным человеком.

Тем не менее, желательно, чтобы имамом в коллективном намазе был благочестивый человек, хорошо знающий нюансы намаза, касающиеся его условий, составных частей, обязательных и желательных действий и прочего.

Хатиб Аш-Ширбини в своих комментариях к книге имама Ан-Навави «Минхадж ат-талибин» об этом пишет следующее:

والعدل أولى بالإمامة (من الفاسق) وإن اختص الفاسق بصفات مرجحة ككونه أفقه أو أقرأ لأنه لا يوثق به، بل تكره الصلاة خلفه، وإنما صحت لما رواه الشيخان أن ابن عمر كان يصلي خلف الحجاج. قال الإمام الشافعي: وكفى به فاسقا،

«Благочестивый человек (аль-ʻадль) более достоин быть имамом в коллективном намазе, чем нечестивец (фасик), даже если нечестивец отличается качествами, дающими ему преимущество стать имамом, например, у него (у фасика) больше знаний по фикху (науке по мусульманскому праву), или он лучше читает Коран. В любом случае фасику не отдаётся предпочтение, ибо ему нет доверия. Следовательно, совершать за фасиком намаз нежелательно (макрух).

Однако совершать намаз за нечестивцем не запрещено, и этот намаз считается действительным. Имамы Аль-Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисов приводят случай, как Абдуллах ибн ʻУмар (да будет доволен ими обоими Аллах) совершал намаз за Хаджаджом. А имам Аш-Шафии говорил, что Хаджадж был ещё тот фасик». («Мугни аль-Мухтадж»)

Человек, занятый рибой, несомненно, считается грешником и нечестивцем, поэтому нежелательно совершать коллективный намаз за таким человеком, ибо он может пренебречь условиями намаза. Хотя намаз, совершённый за таким имамом, считается действительным.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.