Можно ли выплачивать закят своим родителям?

18 Январь 2019 1406

Закят является одним из важнейших столпов Ислама, за соблюдение которого верующий получает огромное вознаграждение. Однако если при выплате закята человек не выполнит все требования Шарита, может оказаться так, что он потратит своё имущество и в то же время окажется в числе тех, кто не исполнил один из столпов Ислама.

Одним из основных требований к выплате закята является доведение этого имущества до категории лиц, заслуживающих закят. Эти восемь категорий людей, которым предназначен закят, перечислены и чётко определены в известном аяте (суры Ат-Тавба: 60) Священного Корана.

Выплата закята какой-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получатель закята должен быть мусульманином и не должен принадлежать к роду Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предаваться постоянно большим грехам.

Помимо этих, ставится ещё одно условие для получающего закят: получатель не должен быть из числа тех, кого обязан обеспечить тот, кто выплачивает закят, как об этом пишет Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж».

وَمِنْهَا أَنْ لَا يَكُونَ مِمَّنْ تَلْزَمُهُ نَفَقَتُهُ

Следовательно, если нуждающиеся родители находятся на иждивении сына, ему не разрешается выплачивать им свой закят.

Имам Аш-Ширази пишет об этом следующее:

«Нельзя выплачивать закят человеку из числа родственников, которого он обязан обеспечивать, в том числе и жене, отнеся их к категории нуждающихся (факир). Ведь обязанность выплаты закята установлена, чтобы устранить нужду. Однако у этих людей нет нужды, ибо их есть кому обеспечивать». («Аль-Мухаззаб»)

ولا يجوز دفعها الي من تلزمه نفقته من الاقارب والزوجات من سهم الفقراء لان ذلك انما جعل للحاجة ولا حاجة بهم مع وجوب النفقة

Имам Ан-Навави, комментируя эти слова Аш-Ширази, пишет следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали: "Человеку нельзя выплачивать закят своим детям или отцу, которых он обязан обеспечить, из доли нуждающихся (факир) и бедных (мискин) по двум причинам. Во-первых, он (родитель или ребёнок) не нуждается в закяте, ибо находится на иждивении. Во-вторых, человек, отдав ему свой закят, приобретает для себя выгоду, то есть снимает с себя обязанность обеспечить родственника всем необходимым». («Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб»)

قَالَ أَصْحَابُنَا لَا يَجُوزُ لِلْإِنْسَانِ أَنْ يَدْفَعَ إلَى وَلَدِهِ وَلَا وَالِدِهِ الَّذِي يَلْزَمُهُ نفقته من سهم الفقراء والمساكين لعلتين (احداهما) أَنَّهُ غَنِيٌّ بِنَفَقَتِهِ (وَالثَّانِيَةُ) أَنَّهُ بِالدَّفْعِ إلَيْهِ يَجْلِبُ إلَى نَفْسِهِ نَفْعًا وَهُوَ مَنْعُ وُجُوبِ النَّفَقَةِ عَلَيْهِ

Родителям же можно помочь материально, и в таком случае это будет вашим садака, за которое вы по Милости Аллаха сможете получить двойную награду, потому как вы не только дали садака, но и помогли своим родителям и тем самым укрепили родственные узы.

К тому же, не стоит забывать, что помогать и смотреть за родителями – это наша прямая обязанность. Поэтому мы по возможности должны помогать своим родителям выплачивать долги, даже если они не связаны с расходами на нас.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Смотрите также:

Всё о закяте

Важнейшие аспекты выплаты закята

Значение и польза закята

Выплата закята с торгового имущества

Как выплатить закят с торгового имущества

Условия выплаты закята

Закят беднякам

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.