В чём заключается мудрость постепенного ниспослания Корана?

27 Март 2022
7309

Священный Коран отличается от предыдущих Писаний тем, что он ниспосылался частями. Это и возмутило врагов Корана из числа многобожников, иудеев и прочих. Они спрашивали: «Почему Коран не снизошёл целиком и полностью, как предыдущие Священные Писания?».

Всевышний Аллах дважды ответил на этот вопрос:

وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلً ، وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا

«И сказали те, которые стали неверными (кафиры Мекки): "О, если бы был ниспослан Мухаммаду Коран за один раз, как были ниспосланы Таврат и Инджил". Это для того, чтобы укрепить им твоё сердце (о Пророк), и чтобы прочитали Мы его по порядку. И как только они приведут тебе (о Пророк) какую-нибудь притчу, Мы приведём в ответ истину и дадим ещё лучшее разъяснение». (сура Аль-Фуркан: 32-33)

В другом аяте говорится:

وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنْزِيلاً

«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (сура аль-Исраъ: 106)

Исходя из этих двух аятов, мы далее отметим три мудрости и тайны, которые заключаются в постепенном ниспослании Корана.

1. Усиление веры и укрепление сердца Пророка Мухаммада , как это приводится в первом аяте.

Посланник Аллаха был отправлен к очень грубому и враждебному народу. Как сказал Всевышний Аллах:

وَتُنذِرَ بِهِ قَوْمًا لُدًّا

«И предостерегать им (Кораном) упрямый народ, люди из которого являются злостными спорщиками». (сура Марьям: 97)

Они были очень агрессивными людьми. Как только они претворяли в жизнь свои козни и замыслы, то сразу преступали к плетению новых, более коварных интриг, замыслов и козней. И в такие сложные времена постепенное ниспослание Корана служило успокоением, утешением и поддержкой Пророка для перенесения тяжестей и трудностей.

Ведь когда надвигаются тучи и приходят беды, в этом, во-первых, заключается возобновление связи с высшими мирами, что раскрывает и утешает сердце. Во-вторых, в этом заключается напоминание о предыдущих пророках (мир им), их положении в обществе, как об этом говорит Всевышний:

وَكُلاًّ نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

«Мы передаём тебе повествования о прежних посланниках для того, чтобы укрепить ими твоё сердце». (сура Худ: 120)

Читатель может легко понять мудрость этого, обратившись к Корану. Например, к суре Худ. В ней повествуется об отношении предшествующих общин к пророкам (мир им), о преодолении ими и уверовавшими в них людьми тягот, об их терпении и стойкости, в конце приведшая врагов к каре Всевышнего Аллаха и к спасению и успеху уверовавших.

Такие истории дают огромный эффект при укреплении позиций мусульман и устрашении сердец неверных. Тогда как предыдущие уммы были подвержены разным ударам и нападкам, что уничтожило и погубило целые общины, народы и цивилизации. Однако исламская община показала ясный пример стойкости перед напастями.

2. Использование любого случая для донесения до людей истины.

Всевышний в Коране говорит:

وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا

И как только они [неверные в спорах] приведут тебе (о Пророк) какую-нибудь притчу, Мы приведём в ответ истину и ещё лучшее разъяснение». (сура Аль-Фуркан: 33)

Это великая мудрость, имеющая большое значение в деле призыва к Исламу. Ведь именно откровения служили ответом на неожиданности и внезапности, беды и несчастья.

Видя мгновенный ответ, оппоненты понимали, что Мухаммад не мог знать этого без помощи Создателя. Это и есть первопричина, по которой ниспосылались Священные Писания и пророки – призыв к истине.

То есть неверные в своих спорах не приведут ни одной притчи, ни одного вопроса, в котором есть возражение, противостояние Корану, в ответ на что Аллах не поведал бы Пророку истину и наилучшее разъяснение, в котором раскрывается смысл посланнической миссии Мухаммада .

Образно говоря, будто бы Джибриль находился в засаде, ожидая, когда противники объединят свои усилия, выстроят козни и зададут каверзные вопросы, и тут же ангел направлял в их сердца стрелы Корана.

Однажды стоящий во главе многобожников сын Халяфа Убай пришёл к Пророку , и в его руке была истлевшая кость, он раздробил кость и развеял по воздуху, говоря: «О Мухаммад, ты утверждаешь, что Аллах воскресит это?».

На что Посланник Аллаха ответил: «Да, Он умертвит тебя, а затем воскресит и воссоединит тебя в Аду». И были ниспосланы следующие аяты в конце суры Ясин:

أَوَلَمْ يَرَ الْإِنْسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُبِينٌ ، وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ ، قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

«Неужели человек не знает, что Мы сотворили его из капли? И, тем не менее, он открыто пререкается! Он привёл Нам притчу и забыл о своём сотворении. Он спросил: "Кто оживит истлевшие кости?". Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"». (сура Ясин: 77-79)

Позабыв о том, что он сам был сотворён из небытия, Убай посчитал невозможным оживление истлевшего тела и костей Всевышним Аллахом, Обладателем великой мощи, создавшим его же из капли (спермы), а также создавшим небеса и землю. А ведь это ещё более величественно, чем воскрешение.

И поэтому Всевышний сказал:

قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"». (сура Ясин: 79)

Также неверные задавали Пророку проверочные вопросы для того, чтобы убедиться, действительно ли он является Посланником Бога . Поводом для ниспослания суры Аль-Кахф послужили вопросы, заданные курайшитами иудеям Медины о Пророке .

Иудейские учёные сказали: «Спросите у него о трёх вещах, и если он ответит, то он действительно является Пророком». И в ответ на их вопросы была ниспослана сура Аль-Кахф. Также в качестве ответа на другой вопрос Всевышний ниспослал аят:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ ۖ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُمْ مِنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلًا

«И спрашивают неверующие тебя (Пророк) о сущности души. Скажи им: "Душа принадлежит к делам Господа моего (только Он знает об этом). И даровано вам знание, только малое"». (сура Аль-Исра: 85)

Однажды Пророку задали вопрос, и Посланник Аллаха сказал, надеясь на откровение от Всевышнего: «Я вам отвечу завтра», не добавив выражение «ин-ша-Ллах» (если будет на то воля Всевышнего). Из-за этого Всевышний затянул с ответом. Это оказалось очень тяжело для Пророка .

И только через пятнадцать дней Всевышний ниспослал откровение с ответом на вопрос. И вместе с ответом был ниспослан следующий аят:

وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَدًا ، إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ وَاذْكُرْ رَبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَى أَنْ يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَذَا رَشَدًا

«И ни о чём никогда не говори: "Я непременно сделаю это завтра", не добавив: "если захочет Аллах". Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего и скажи:

"Быть может, Господь мой поведёт меня более правильным путём, чем тот путь, что я задумал"». (сура Аль-Кахф: 23-24)

Сами верующие интересовались тем, что заботило их. Был задан вопрос по поводу расходования средств, и Всевышний ответил:

وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنْفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ

«Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: "Излишек, который остаётся у вас"». (сура Аль-Бакара 219)

Также спрашивавшие интересовались новолунием, ответом было следующее:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ

«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они (новолуния) определяют промежутки времени для пользы людей и для хаджа"». (сура Аль-Бакара: 189)

Также спрашивали по поводу менструации, ответ был таков:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ

«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это считается скверной, и половая близость в таком положении причиняет вред обоим супругам. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций». (сура Аль-Бакара: 222)

Ответы на вопросы, ниспослание постановлений норм шариата и другие цели заключались в постепенном ниспослании Корана.

3. Забота за умму, в адрес которой был ниспослан Коран.

Коран проложил исламскую кораническую дорогу, показывая нам знания, действия, мышления, убеждения и методы. Всевышний в Коране говорит:

وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ

«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша». (сура аль-Исраъ: 106)

Забота проявляется в том, что этот народ был невежественным, не умел писать и читать, память была их главной опорой, и если бы Коран был ниспослан разом, то они не смогли бы запомнить его. И поэтому Всевышний ниспослал Коран частями, чтобы Посланник Аллаха читал им, не спеша, чтобы им было легко понять и запомнить его.

Арабские племена, на языке которых был ниспослан Коран, имели глубокие убеждения, унаследованные обычаи и нравственные качества, передаваемые из поколения в поколение, которыми они хвастались и состязались друг перед другом.

И поэтому имам Маккий, сын Абу Талиба, сказал: «Постепенное ниспослание больше всего способствует принятию Корана, нежели ниспослание разом, целиком и полностью. Ведь в Коране приводится множество постановлений об обязанностях и запретах, что затрудняет его восприятие при ниспослании целиком и полностью».

И поэтому Всевышний Аллах для ниспослания Корана выстроил мудрый и воспитательный путь, путь постепенного введения Корана в закон при помощи преданий о разных состояниях и нравах. Таким образом, были достигнуты цели, а именно очищение людей от ложных убеждений, от низменных обычаев и приведение их к совершенным кораническим убеждениям, нравам, обычаям, решениям и порядкам.

Бухари приводит хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах):

إِنَّمَا نَزَلَ أَوَّلَ مَا نَزَلَ مِنْهُ سُورَةٌ مِنَ المُفَصَّلِ، فِيهَا ذِكْرُ الجَنَّةِ وَالنَّارِ، حَتَّى إِذَا ثَابَ النَّاسُ إِلَى الإِسْلاَمِ نَزَلَ الحَلاَلُ وَالحَرَامُ، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ شَيْءٍ: لاَ تَشْرَبُوا الخَمْرَ، لَقَالُوا: لاَ نَدَعُ الخَمْرَ أَبَدًا، وَلَوْ نَزَلَ: لاَ تَزْنُوا، لَقَالُوا: لاَ نَدَعُ الزِّنَا أَبَدًا

«Одной из первых была ниспослана сура Корана из сур «Аль-Муфассаль» (сура Аль-Муддасир), в которой упоминаются Рай и Ад. А после того как люди приняли Ислам, им были ниспосланы повеления – что дозволено и что запрещено. А иначе, если бы первым делом было ниспослано повеление не употреблять спиртное, то они на это ответили бы: "Мы никогда не оставим вино". Или же если бы в начале было ниспослано повеление: «Не прелюбодействуйте", то они и на это ответили бы: "Мы никогда не оставим зина"». (Бухари, 4993)

Поэтому аяты, указывающие на обязанности и запреты, ниспосылались только после того, как души людей укреплялись в вере.

Магомедрасул Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.