Первый фарз-намаз, совершённый Пророком ﷺ

5 Март 2019 3270

На сегодняшний день редко встретишь человека, который не знает, что на мусульман возлагается обязанность совершать пятикратный намаз. Намаз – это второй столп Ислама после произнесения шахады.

Намаз играет одну из решающих ролей в жизни мусульманина. В благородном хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

الصَّلاةُ عِمادُ الدِّينِ

«Намаз – опора религии». (Байхаки)

О достоинствах намаза передано очень много хадисов. Также в хадисах сказано о наказании, которое уготовано тому, кто оставит намаз без уважительной на то причины. Об этом и другом можно прочитать в книгах.

Но какой же намаз был совершён первым? Можно конечно предположить, что утренний, так как утро – начало дня. Но дело обстоит совсем иначе.

История первого намаза, бесспорно, связана с перенесением Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Иерусалим, в Масжид Аль-Акса, и вознесением на небеса (Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж), так как в эту ночь был вменён в обязанность  пятикратный намаз.

После того как на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была возложена обязанность совершения пятикратного намаза, он под утро вернулся домой. И первым фарз-намазом, совершённым Пророком (мир ему и благословение Аллаха), был обеденный намаз (зухр).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил этот намаз после того как Джибриль (мир ему) обучил его намазу и указал сроки всех намазов в том порядке, который нам сегодня известен.

Об этом свидетельствует хадис, который приводит Абу Давуд в своём сборнике хадисов «Сунан».

От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَمَّنِي جِبريلُ عندَ البَيْتِ مَرَّتَيْنِ فصَلَّى بِيَ الظُّهْرَ حِينَ زالَتِ الشّمْسُ وكانتْ قَدْرَ الشِّراكِ

«Джибриль (мир ему) будучи имамом, совершал со мной намаз у Каабы два раза. И он совершил со мной полуденную молитву (зухр), когда солнце перешло в зенит, и тень в зените была размером с ремешок сандалий». (Абу Дауд, 393; Тирмизи, 149)

Так почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершил утренний намаз, ведь намаз был вменён в обязанность ещё ночью? В этом вопросе учёные разошлись во мнениях и высказали различные версии.

Большинство учёных утверждают, что утренний намаз не был совершён по причине того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был осведомлён о способе и времени совершения намаза, поэтому утренний намаз того дня не стал для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязательным.

Это мнение подкрепляется ещё и тем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не возместил тот утренний намаз, как он это сделал в день битвы Хандак.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Султан Алигаджиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.