Какие болезни позволяют не соблюдать пост?

14 Май 2019 3839

Всевышний Аллах возложил на нас пост в качестве поклонения (ибады). Мы же, рабы Всевышнего, должны беспрекословно исполнять то, что Он нам повелел.

Даже если мы не можем постичь тайну и смысл возложенных на нас обязанностей, мы должны их исполнять. Ведь Всевышний Аллах не возлагает на нас ничего, что не имело бы глубокого смысла, даже если мы сами не знаем об этом.

Несмотря на то, что все поклонения и благодеяния мы совершаем ради Аллаха, пост Он выделил особо. Причиной этому учёные посчитали то, что пост является тайным поклонением. У соблюдающего пост нет явных признаков соблюдения, и только от него самого окружающие могут узнать о том, какое поклонение он совершает.

В отличие от поста другие виды поклонения – намаз, закят, хадж и другие – люди могут увидеть и оценить. Следовательно, может случиться и так, что человек их совершает напоказ. Поэтому именно пост является исключительным поклонением, совершаемым только лишь ради Всевышнего Аллаха, а не напоказ.

Наш заклятый враг иблис, чтобы сбить нас с истинного пути, применяет различные виды оружия. И самым сильным его оружием является страсть плоти и прихоти тела. Пост же помогает сломить это оружие иблиса. И поэтому пост является высоко вознаграждаемым деянием.

Таким образом, каждый совершеннолетний обязуется соблюдать пост в месяце Рамадан. И только немногие люди, имеющие уважительную причину, освобождаются от этой обязанности. Несоблюдение же поста без уважительной на то причины является тяжким грехом.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ أَفْطَرَ يَوْمًا مِنْ رَمَضَانَ مِنْ غَيْرِ رُخْصَةٍ وَلاَ مَرَضٍ، لَمْ يَقْضِ عَنْهُ صَوْمُ الدَّهْرِ كُلِّهِ وَإِنْ صَامَهُ

«Тот, кто нарушил пост одного дня в месяце Рамадан без уважительной причины (указанной шариатом) или болезни, не сможет возместить его, даже если будет поститься в течение всей жизни». (Тирмизи, 723; Абу Давуд, 2396)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе предупреждает о недопустимости отказа от поста в Рамадане и о важности поста в течение одного дня в Рамадане. Пост в месяце Рамадан так ценен, что за один пропущенный день в Рамадане невозможно откупиться постом на протяжении всей оставшейся жизни.

В этом хадисе в качестве уважительной причины, по которой допускается не соблюдать пост в Рамадане, упоминается и болезнь. Однако не каждая болезнь разрешает пропускать пост в Рамадане. Болезнь должна быть такой, чтобы человек при её наличии не был способен поститься.

Неспособность поститься определяется по сильной непривычной тягости, которая постигает человека из-за соблюдения поста, или по дозволению совершать таяммум при болезни.

Также разрешается не соблюдать пост, если его соблюдение усугубляет болезнь или затягивает исцеление, или же если человек принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям. Такое же решение действует относительно человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Тяжесть болезни определяют богобоязненные и доверенные врачи. Если доверенный врач-мусульманин даёт заключение, что соблюдение поста не принесёт больному вреда, то он должен поститься.

Аналогичное решение будет принято, если врач разрешает переносить сроки приёма лекарств и утверждает, что это не повредит больному. Если же врачи вынесли решение, что это вредит больному, то ему разрешается не соблюдать пост Рамадана. Всё это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

(смысл): «А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней]». (сура Аль-Бакара: 184)

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму».

Человек, пропустивший пост по причине болезни в дальнейшем, после выздоровления, в удобное для себя время или зимой, когда соблюдение поста ему не будет вредить, обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

А если же человек безнадёжно болен хронической болезнью, при которой нет надежды на исцеление, он должен выплатить фидья по одному мудду за каждый день поста, который пропустил в месяце Рамадан.

Фидьяэто искупление за каждый пропущенный пост: по одному мудду наиболее употребительного продукта за один день. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерна, достаточно для саха.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

(смысл): «Тем, кто может поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп (фидью) в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.