Что лучше: совершить ратибаты или вступить в джамаат-намаз?

20 Май 2019 1976

Ратибаты – это желательные (сунна) намазы, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени соответствующего обязательного намаза.

Даже если человек опаздывает в мечеть на джамаат-намаз, ему желательно идти обычным шагом, сохраняя спокойствие, и зайти в мечеть так же спокойно и размерено. Ему следует помнить, что пока он идёт в мечеть с намерением совершить там намаз в джамаате, он подобен человеку, находящемуся в молитве.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أُقِيمَتِ الصَّلاَةُ ، فَلاَ تَأْتُوهَا تَسْعَوْنَ، وَأْتُوهَا تَمْشُونَ، عَلَيْكُمُ السَّكِينَةُ، فَمَا أَدْرَكْتُمْ فَصَلُّوا، وَمَا فَاتَكُمْ فَأَتِمُّوا

«После того, как будет объявлено о начале молитвы (прочитают икамат), не являйтесь на неё бегом, а приходите на неё обычным шагом, сохраняйте спокойствие и молитесь, начиная с того ракаата, который вы застанете, а то, что пропустите, восполняйте позже». (Аль-Бухари, 908; Муслим, 602)

В той версии, которую приводит только Муслим, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добавил к этому следующее:

فَإِنَّ أَحَدَكُمْ إِذَا كَانَ يَعْمِدُ إِلَى الصَّلَاةِ فَهُوَ فِي صَلَاةٍ

«…ибо, поистине, когда один из вас стремится к молитве, он уже находится в молитве».

В некоторых случаях возможно исключение, например, для того, кто боится совсем упустить джамаат-намаз. Аналогичное же решение действительно, если есть опасение не успеть на джума-намаз. В таком случае можно поторопиться, чтобы успеть на намаз.

Если человек пришёл в мечеть после призыва к фарз-намазу, у него не будет времени, чтобы совершить своевременно ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов. Следовательно, ему нужно сразу вступить в фарз- намаз, а эти ратибаты можно совершать и после намаза как своевременные, если время, отведённое на совершение этого намаза, ещё не прошло.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

إذَا أُقِيمَتْ الصَّلاَةُ فَلاَ صَلاَةَ إلا الْمَكْتُوبَةُ

«После объявления о начале молитвы (икамата) не следует совершать никакой молитвы, кроме обязательной». (Муслим, 710)

Совершённый таким образом ратибат считается совершённым в срок, только в намерении следует указать, что это ратибат, совершаемый перед намазом. Если же время, отведённое на совершение этого намаза, вышло, то этот ратибат считается возмещённым и в намерении желательно указать, что ратибат возмещается.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

أنَّ النَّبيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ إذا لَمْ يُصَلِّ أربَعاً قَبلَ الظُّهْرِ، صَلاَّهُنَّ بَعْدَهَا

«Если Пророк не совершал четырёх ракаатов до полуденной молитвы, он всегда совершал их после неё». (Тирмизи, 426)

Поэтому лучше сначала совершить коллективный намаз вместе с джамаатом, а после завершения молитвы выполнить упущенные ратибаты. Тем более, что совершённые таким образом ратибаты и после намаза считаются совершёнными своевременно.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Время ратибатов, совершаемых перед фарз-намазом, наступает с наступлением времени, отведённого на совершение этого фарз-намаза, и это время длится до окончания времени фарз-намаза. Однако желательно совершить эти ратибаты (совершаемые перед фарз-намазом) до совершения фарз-намаза.

А время ратибатов, совершаемых после фарз-намаза, наступает с момента совершения этого фарз-намаза и длится также до тех пор, пока не закончится время фарз-намаза. Это мнение, на которое полагаются в нашем мазхабе в обоих вопросах, и это утверждают большинство учёных».

Если человек после призыва на коллективный намаз (оглашения икамата) отвлечётся на совершение ратибатов, он упустит джамаат-намаз. На это следует обратить особое внимание, даже если ожидается совершение ещё одного коллективного намаза в этой мечети.

Очень важно совершить коллективный намаз с первым джамаатом в мечети, даже если есть возможность совершить его со вторым джамаатом. Ведь первый коллектив получает больше награды, ибо этот намаз совершается в начале промежутка времени, отведённого на совершение намаза.

Что касается порядка совершения пропущенных ратибатов после завершения фарз-намаза, то их следует совершить после ратибатов, совершаемых после фарз-намаза.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا فَاتَتْهُ الْأَرْبَعُ قَبْلَ الظُّهْرِ، صَلَّاهَا بَعْدَ الرَّكْعَتَيْنِ بَعْدَ الظُّهْرِ

«Если Посланник Аллаха пропускал четыре ракаата перед полуденной молитвой, он совершал их после двух ракаaтов ратибатов после полуденной молитвы». (Ибн Маджах, 1185)

Стоит также отметить, что ратибаты и другие суннат-намазы по возможности желательно совершить дома. Также желательно приходить в мечеть на тот или иной обязательный намаз до оглашения азана, не говоря уже об икамате.

Если человек соблюдает один из этих двух важных суннатов, вопрос автоматически снимается. Следовательно, у него не возникает проблемы выбора между совершением ратибатов или вступлением в джамаат-намаз.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.