В каких случаях человек ОБЯЗАН прервать пост?

24 Май 2019 6144

Соблюдение поста в месяце Рамадан является обязанностью каждого верующего. Следовательно, на всех, кто достиг совершеннолетия, возлагается эта обязанность, кроме тех, кто имеет уважительные причины, наличие которых дозволяет человеку не поститься.

Однако есть случаи, когда человеку не то что разрешается не поститься, ему даже грешно соблюдать пост. В таких случаях люди, даже если начали соблюдать пост, обязаны прервать его.

К таковым относятся следующие случаи:

1. период месячных и время послеродовых очищений (для женщин);

Женщина в таком состоянии не имеет права соблюдать пост, то есть ей грешно в этот период поститься. Если же она всё-таки решила соблюдать пост, то этот пост не будет считаться действительным.

После завершения Рамадана, очистившись, эта женщина обязана возместить пропущенные посты Рамадана. Ей не нужно выплачивать каффарат – фидья, она лишь возмещает пост.

От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ، فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ

«Это (месячные) постигало нас, однако нам велели возмещать пост, но не велели возмещать намаз». (Муслим, 335; Бухари, 321; Абу Дауд, 262; Тирмизи, 130)

2. оба праздничных дня;

Всем без исключения запрещается поститься в оба праздничных дня – Ураза-байрам (‘Ид аль-Фитр) и Курбан-байрам (‘Ид аль-Азха).

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ صِيَامِ يَوْمَيْنِ، يَوْمِ الْفِطْرِ، وَيَوْمِ النَّحْرِ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), воспретил соблюдать пост двух дней — дня Аль-Адхи (Курбан-байрам) и дня Фитра (Ураза-байрам)». (Муслим, 1138)

Также от Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) передаётся:

شَهِدْتُ الْعِيدَ مَعَ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَجَاءَ فَصَلَّى، ثُمَّ انْصَرَفَ فَخَطَبَ النَّاسَ، فَقَالَ: إِنَّ هَذَيْنِ يَوْمَانِ، نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ صِيَامِهِمَا، يَوْمُ فِطْرِكُمْ مِنْ صِيَامِكُمْ، وَالْآخَرُ يَوْمٌ تَأْكُلُونَ فِيهِ مِنْ نُسُكِكُمْ

«Я присутствовал на праздничной молитве вместе с ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Он пришёл, помолился и, завершив молитву, произнёс проповедь: "В эти два дня Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), воспретил соблюдать пост: в день завершения вашего поста (Ураза-байрам) и в день, когда вы едите мясо принесённых вами в жертву животных"». (Муслим, 1137)

3. дни ташрика;

Также нельзя соблюдать пост в последующие после Курбан-байрама три дня – дни ташрика.

От Нубайша Аль-Хузали (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرٍ لِلَّهِ

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха». (Муслим, 1141)

4. день сомнения;

Запрещается поститься в день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым днём месяца Ша‘бан, если женщина, ребёнок, грешник или люди, к которым нет доверия, рассказывают о том, что увидели новую луну, но никто не свидетельствует об этом.

Некоторые учёные-богословы говорят, что поститься в этот день нежелательно (макрух), но согласно достоверному мнению в мазхабе имама Аш-Шафии, поститься в этот день грешно.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لاَ يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُمْ رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ، إِلَّا أَنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمَهُ، فَلْيَصُمْ ذَلِكَ اليَوْمَ

«Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала Рамадана, если только человек не соблюдает свой обычный пост. В таком случае пусть он постится в этот день». (Аль-Бухари 1914; Муслим 1082)

В день сомнения разрешается соблюдать пост в следующих ситуациях: этот пост связан с предыдущим; человек восполняет долг за пропущенный пост; человек соблюдает пост в качестве назра (обета); человеку необходимо совершить искупление (каффарат); этот день является днём желательного поста (понедельник и четверг или конец месяца).

5. вторая половина месяца Ша‘бан;

Нельзя поститься и во второй половине месяца Ша‘бан, если человек не постился в первой половине месяца (без причин, которые упомянуты выше относительно дня сомнения).

Следовательно, если соблюдать пост на пятнадцатый и шестнадцатый день месяца Ша‘бан, а на семнадцатый не соблюдать, то на восемнадцатый день соблюдать суннат-пост запрещено.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا بَقِيَ نِصْفٌ مِنْ شَعْبَانَ فَلَا تَصُومُوا

«Не поститесь с наступлением середины Шаабана». (Тирмизи, 738; Абу Дауд, 3237; Ибн Маджа, 1651)

В итоге получается, что соблюдать пост во второй половине месяца Ша‘бан разрешается следующим людям:

1) тому, кто до этого имел привычку регулярно поститься. Например, человек, который постился каждый понедельник и четверг, может продолжать делать это и во второй половине Ша‘бана;

2) тому, кто соблюдает обязательный пост, например, пост назр (обет) или пост каффарат (штраф), или возмещает пропущенный пост, будь то обязательный или желательный;

3) тому, кто постился до наступления второй половины месяца Ша‘бан и продолжает поститься до конца месяца, не пропуская ни один день поста.

Однако посты по причинам (обет, каффарат) нельзя откладывать на сомнительные дни или на вторую половину месяца Шаа‘бан.

Стоит отметить здесь, что постящийся обязан разговляться между двумя постами, ибо поститься непрерывно в течение дня и ночи два и более дня подряд без разговения между ними запрещено. И не имеет значения, являются эти посты обязательными или желательными.

От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 لاَ تُوَاصِلُوا، فَأَيُّكُمْ إِذَا أَرَادَ أَنْ يُوَاصِلَ، فَلْيُوَاصِلْ حَتَّى السَّحَرِ، قَالُوا: فَإِنَّكَ تُوَاصِلُ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: إِنِّي لَسْتُ كَهَيْئَتِكُمْ إِنِّي أَبِيتُ لِي مُطْعِمٌ يُطْعِمُنِي، وَسَاقٍ يَسْقِينِ

«Не поститесь непрерывно, а кто из вас желает поститься без разговения, пусть делает это до рассвета». Люди сказали: «Но ведь ты постишься без разговения» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не подобен вам. Поистине, у меня есть Тот, Кто кормит и поит меня». (Бухари, 1963)

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.