Почему так важно совершить хадж?
Паломничество (хадж и умра) – это посещение святых мест, хотя бы один раз в жизни его должен совершить каждый мусульманин, имеющий на то возможность. Ежегодно миллионы мусульман собираются у самого святого для мусульман места – Каабы, чтобы выразить своё почтение дому Аллаха.
Кааба является первым построенным на Земле домом, фундамент которого был заложен ещё нашим праотцом – пророком Адамом (мир ему). Затем пророк Ибрахим (мир ему) вместе с сыном Исмаилом (мир ему) заново отстроил Каабу.
Всего Каабу строили четыре раза. После Ибрахима (мир ему) Каабу до прихода Ислама строили и курейшиты. В строительстве, как передаётся в хадисах, принимал участие тридцатипятилетний Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
В переводе с арабского слово хадж означает намерение. В шариатско-богословской терминологии хадж – это намерение человека дойти до Каабы и исполнить другие необходимые деяния.
Совершение полноценного хаджа очищает человека от грехов так, что после паломничества он становится чистым, как младенец. Хадж открывает верующему двери к новой жизни, укрепляет его духовность, веру в милость и прощение Всевышнего.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ حَجَّ لِلَّهِ فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ
«Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда его родила мать». (Бухари, 1521; Муслим, 1350)
Слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда его родила мать» подразумевают, что ему будут прощены все его прежние грехи.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا ، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ
«Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых в период между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)
Посещение этих святых мест и исполнение обрядов хаджа и умры помогает человеку возобновить связь со своим Творцом. Всё это ведёт к покаяниям, от которых уже не так легко отказаться. Душа очищается настолько, что чувства человека утончаются.
Всевышний наложил на нас различные обязанности, некоторые из них связаны с нашим телом, а другие – с имуществом. Например, намаз и пост мы исполняем физически, а закят выплачивается из нашего имущества.
Что касается хаджа, то он охватывает оба вида поклонения, то есть в нём присутствует и утомление тела, и расход имущества. В паломничестве тело подвергается трудностям, а средства расходуются. Таким образом, хадж включает в себя все виды поклонения: намаз, пост, закят, и‘тикаф и другие.
В чём смысл паломничества в Мекку?
Хадж также включает в себя обряды, которые являются для мусульманина напоминанием о великом прошлом, об историях пророков (мир им). Это напоминание о тех трудностях, которые испытывал Пророк Ибрахим (мир ему) и его семья.
Хождение между холмами Сафа и Марва напоминает паломнику о состоянии госпожи Хаджар (жены пророка Ибрахима (мир ему) и матери пророка Исмаиля (мир ему)), которую Ибрахим оставил в пустыне. Положив испытывающего жажду маленького Исмаиля на землю, Хаджар в поисках воды бегала от Сафы к Марве, от Марвы к Сафе и между этим подбегала к сыну. По воле Всевышнего возле Исмаиля (мир ему) появился источник, который сегодня известен как Зам-зам.
Паломнику следует помнить об этой прекрасной истории любви матери к своему ребенку и о её заботе, когда он пьёт воду Зама-зам. Этот источник и стал причиной возникновения поселения на территории нынешней Мекки.
Также бросание камушков, которое является одним из обрядов хаджа, напоминает паломнику историю о принесении в жертву пророком Ибрахимом (мир ему) своего сына Исмаиля (мир ему).
Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима (мир ему) выполнить повеление Аллаха, явился к матери Исмаила в облике человека и попытался настроить её против мужа. Но проклятому иблису не помогли козни, Хаджар не подалась его наущениям.
Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилю и попытался уговорить его не повиноваться своему отцу, но и на этот раз его старания не увенчались успехом.
Исмаиль, как и его мать, был непоколебим и беспрекословно подчинился повелению Всевышнего. Мать согласилась принести сына в жертву, и сам Исмаиль согласился быть жертвой ради Аллаха, если таково повеление Господа.
Увидев их покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и, оставив, их решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?». Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним.
Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат ас-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней.
С другой стороны, хадж приучает нас терпению и выносливости, к трудностям и помогает человеку осознать необходимость соблюдения дисциплины и порядка. Благодаря хаджу раб начинает более искренне выражать благодарность Господу.
С точки зрения социальной значимости в хадже заключается особая мудрость. Во время совершения обрядов хаджа в одном месте собираются миллионы верующих. Вне зависимости от цвета кожи, языка, расы, страны, культуры, авторитета и имущественного положения все они имеют одинаковые цели и задачи. И богатые, и бедные, и сильные, и слабые – все паломники находятся в одинаковых условиях, носят одну и ту же одежду, следуют одним и тем же правилам и переживают одинаковые тяготы.
Паломничество в эти святые места продолжается вот уже четырнадцать веков. Каждый год эти места напоминают паломникам о жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его семье, сподвижниках (да будет доволен ими всеми Аллах) и о тех значимых событиях, которые происходили на этих землях.
Чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху, раньше праведники уединялись в горах, лесах, покидая людей, и довольствовались общением только со своим Господом. Вместо этого Всевышний дал нашей умме хадж. Если предыдущие общины покидали дома и уходили в горы отшельниками, то нашей общине вместо этого дано повеление совершать хадж, покидая родину.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Хадж – условия и основные составляющие
Хадж – единственная уникальная поездка в жизни мусульманина
Это важно знать, прежде чем отправиться в хадж!