Считается ли милостыней покупка по завышенной цене

Как известно, Ислам охватывает все сферы жизни человека. В книгах учёных-богословов подробно расписаны правила взаимоотношений среди людей. Основное внимание там уделяется разъяснению торговых и прочих сделок.

Простая сделка по продаже или приобретению того или иного товара, которая на взгляд простого обывателя кажется вполне законной и непротиворечащей канонам шариата, может стать недействительной по причине её несоответствия правилам купли-продажи в шариате.

Человек, занимающийся тем или иным видом деятельности, должен изучать шариатские нормы и правила, касающиеся своего дела, дабы правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми и не впасть в грех. Следовательно, человек, который занимается торговлей, обязан изучать все вопросы, касающиеся этой сферы.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который передаётся от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):

طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа, 224; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-авсат», 2008; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 1545), подразумевается стремление именно к таким знаниям – после приобретения обязательных для каждого мусульманина знаний об основах религии.

Прежде всего торговля должна быть чистой от риба, ибо этот грех очень велик. Помимо этого, должны быть соблюдены все остальные правила торговли, чтобы сделка считалась действительной, и участники сделки не впали в грех.

Что касается приобретения товара у бедного, неимущего продавца по цене, которая превышает его реальную стоимость, то это дозволяется, в чём нет сомнения. Ведь тому, кто проявляет великодушие во время продажи или покупки, Всевышний ниспосылает Свою милость.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

رَحِمَ اللهُ رَجُلاً سَمْحاً إِذَا بَاعَ ، وَإِذَا اشْتَرَى ، وَإِذَا اقْتَضَى

«Да помилует Аллах того человека, который проявляет великодушие, когда продаёт, покупает и требует возврата долга». (Бухари, 2076)

Более того, такая покупка одобряется шариатом и считается одним из видов скрытой милостыни. Также при такой милостыне соблюдается условие, которое увеличивает вознаграждение за неё – садака получает действительно нуждающийся в ней человек.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

سبعة يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله:  وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ

«"Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша". И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в их числе упомянул и того, "…кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая"». (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)

Имам Абу Аль-Аббас Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхиси китаби Муслим», комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «…настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая», сказал:

«Это подразумевает крайнюю скрытность в раздаче милостыни. Мы слышали от некоторых наших шейхов, что здесь имеется в виду садака немощному человеку при покупке у него чего-нибудь. Для этого следует дать ему, например, дирхем за вещь, стоимость которой равна только половине дирхема. На первый взгляд это является покупкой, а на самом деле это садака».

Многие из нас считают настоящей милостыней только раздачу денег или чего-либо материального, но истинная садака заключается не только в этом. Садака ведь не ограничивается раздачей денег, как видите, выплата завышенной цены нуждающемуся человеку за товар считается одним из лучших её видов.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже давал такую милостыню. Заметив бедственное положение своего сподвижника Джабира, он купил у него верблюда, заплатив ему больше оговорённой суммы, а потом ещё и вернул ему животное.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что Джабир (да будет доволен им Аллах) собирается жениться и нуждается в деньгах. Тогда он предложил Джабиру продать своего верблюда за четыре динара. А по прибытии в Медину он повелел Билалу (да будет доволен им Аллах) выплатить Джабиру больше той суммы, о которой они договорились, и вернуть ему купленного у него верблюда.

Есть много способов давать садака скрытно, и многие пользуются этими способами. В современном мире нелегко делать что-то скрытно, но, тем не менее, вышеприведённый и подобные ему способы позволяют нам тайно давать милостыню.

Мухаммад Султанов