Нарушает ли пост попадание в организм несъедобных предметов?

Пост является одним из пяти столпов Ислама. Соблюдение поста в месяц Рамадан – это обязанность, возложенная на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, который имеет физическую возможность его соблюдать.

Уммы предыдущих пророков (мир им) тоже соблюдали пост, но пост в месяц Рамадан был предписан только умме пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом Всевышний Аллах возвеличил нашу общину.

Постящийся должен воздерживаться от всего, что нарушает его пост. Одним из действий, нарушающих пост, является приём любой пищи или питья, какой бы малой ни была порция.

Точно так же пост нарушает проникновение в полость тела любого предмета (любой вещи) через естественное (физиологическое) отверстие. Под любым предметом следует понимать всё, что можно увидеть невооружённым глазом, а под естественным отверстием понимается рот, нос, уши, половые органы и задний проход.

Если любой предмет пройдёт через рот за границу глотки, а именно за границу места возникновения звука «ха», а через нос – за границу гайморовых пазух, пост нарушается. Проникновение любого физического тела в вышеупомянутые естественные отверстия нарушает пост, а проглатывание тем более нарушает.

Имам Аш-Ширази в своей книге «Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Нет разницы в том, что употребляет постящийся, будь оно съедобное или несъедобное. Следовательно, если он (постящийся) примет вовнутрь землю, проглотит камушек, дирхем или динар, его пост нарушится, потому что пост является воздержанием от всего, что попадает внутрь, а этот человек (тот, кто проглотил землю, камушек и т. д.) не воздержался. Поэтому и говорят, что такой-то человек ест землю или камни.   

Если попадание в организм того, что обычно люди не употребляют в пищу, например, нюхательного табака или раствора для клизмы, нарушает пост, то он должен нарушиться и от попадания внутрь любого несъедобного предмета». 

ولا فرق بين أن يأكل ما يؤكل وما لا يؤكل فان استف ترابا أو ابتلع حصاة أو درهما أو دينارا بطل صومه لان الصوم هو الامساك عن كل ما يصل الي الجوف وهذا ما امسك ولهذا يقال فلان يأكل الطين ويأكل الحجر ولانه إذا بطل الصوم بما وصل الي الجوف مما ليس باكل كالسعوط والحقنة وجب ان يبطل ايضا بما يصل مما ليس بمأكول

Имам Ан-Навави, комментируя слова Аш-Ширази в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб», пишет об этом следующее:

«Имам Аш-Шафии и большие учёные нашего мазхаба (да смилуется над ними Аллах) сказали, что если постящийся проглотит то, что обычно не едят (несъедобное), например, дирхем, динар, землю, камушек, кусок металла, нить и тому подобное, его пост, без сомнений, нарушается, согласно нашему мазхабу. Такого же мнения придерживаются имамы Абу Ханифа, Малик, Ахмад, Давуд и абсолютное большинство (джумхур) ранних и поздних учёных-богословов. 

В качестве довода в пользу этого мнения наши крупные учёные приводят слова автора (Аш-Ширази), а также ссылаются на хадис, который передаёт Аль-Байхаки по достоверной цепочке от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах):

إِنَّمَا الْوُضُوءُ مِمَّا يَخْرُجُ وَلَيْسَ مِمَّا يَدْخُلُ، وَإِنَّمَا الْفِطْرُ مِمَّا دَخَلَ وَلَيْسَ مِمَّا خَرَجَ

"Необходимо совершать омовение от того, что вышло, а не от того, что вошло. Что же касается поста, то его портит то, что вошло, а не то, что вышло" (Аль-Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра», 8253)».

قَالَ الشَّافِعِيُّ والاصحاب رحمهم الله إذا ابتلع الصائم مالا يُؤْكَلُ فِي الْعَادَةِ كَدِرْهَمٍ وَدِينَارٍ أَوْ تُرَابٍ أَوْ حَصَاةٍ أَوْ حَشِيشًا أَوْ نَارًا أَوْ حَدِيدًا أَوْ خَيْطًا أَوْ غَيْرَ ذَلِكَ أَفْطَرَ بِلَا خِلَافٍ عِنْدَنَا وَبِهِ قَالَ أَبُو حَنِيفَةَ وَمَالِكٌ وَأَحْمَدُ وَدَاوُد وَجَمَاهِيرُ الْعُلَمَاءِ مِنْ السَّلَفِ وَالْخَلَفِ وَحَكَى أَصْحَابُنَا عَنْ أَبِي طَلْحَةَ الْأَنْصَارِيِّ الصَّحَابِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَالْحَسَنِ بْنِ صَالِحٍ وَبَعْضِ أَصْحَابِ مَالِكٍ أَنَّهُ لَا يُفْطِرُ بِذَلِكَ وَحَكَوْا عَنْ أَبِي طَلْحَةَ أَنَّهُ كَانَ يَتَنَاوَلُ الْبَرَدَ وَهُوَ صَائِمٌ وَيَبْتَلِعُهُ وَيَقُولُ لَيْسَ هُوَ بِطَعَامٍ وَلَا شَرَابٍ وَاسْتَدَلَّ أَصْحَابُنَا بِمَا ذَكَرَهُ الْمُصَنِّفُ وَبِمَا رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ أَوْ صَحِيحٍ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ " إنَّمَا الْوُضُوءُ مِمَّا يَخْرُجُ وَلَيْسَ مِمَّا يَدْخُلُ وَإِنَّمَا الْفِطْرُ مِمَّا دَخَلَ وَلَيْسَ مِمَّا خَرَجَ " وَاَللَّهُ تَعَالَى

Имам Ан-Навави далее пишет:

«Если постящийся проглотит даже очень маленький предмет, например, семечко кунжута, горчицы и тому подобного, пост у него, без сомнений, нарушается, согласно нашему мазхабу. Таково же мнение абсолютного большинства учёных-богословов (джумхур)».

فَرْعٌ لَوْ ابْتَلَعَ شَيْئًا يَسِيرًا جِدًّا كَحَبَّةِ سِمْسِمٍ أَوْ خَرْدَلٍ وَنَحْوِهِمَا أَفْطَرَ بِلَا خِلَافٍ عِنْدَنَا وَبِهِ قَالَ جُمْهُورُ الْعُلَمَاءِ

Из всего вышеприведённого делается вывод, что проглатывание любого предмета, вне зависимости от того, съедобен он или нет, какого он размера, большого или маленького, однозначно нарушает пост.

Мухаммад Султанов