Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду при омовении?

12 Май 2020 4142

Омовение является неотъемлемым условием для совершения и действительности многих видов поклонения верующего. Более того, верующему желательно всегда быть в состоянии омовения. Учитывая всё это, каждому мусульманину приходиться также совершать омовение, когда он соблюдает пост.

Полоскание рта во время совершения омовения является важной сунной, за которую человек получает отдельную награду. Однако во время поста при ополаскивании ротовой полости могут возникнуть определённые проблемы. 

Тем не менее, Шариат не рекомендует постящемуся вовсе отказываться от этой сунны, лишь советует быть более осторожным, когда человек совершает омовение и ополаскивает рот и нос, ибо это может привести к нарушению поста.

Общеизвестно, что к действиям, которые нарушают пост, относится попадание воды,, впрочем, и любых других предметов из естественных путей в организм постящегося. Однако эти действия с точки зрения последствий и наличия преднамеренности можно разделить на три категории:

  1. намеренное;

Такое действие человека, несомненно, нарушает пост. Следовательно, если постящийся при ополаскивании рта во время омовения преднамеренно проглотит даже маленькую каплю воды, его пост однозначно нарушается, потому что это подобно намеренному питью воды.

     2. непреднамеренное;

Это тот случай, когда человек осознавал, что он постится, но по ошибке совершил действие, нарушающее пост. Например, случайно (непреднамеренно) проглотил каплю воды, когда полоскал рот при омовении. В таком случае его пост не нарушается, ведь он не имел дурного умысла и не собирался прерывать пост.

Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Если при ополаскивании рта или носа во время омовения вода непреднамеренно попадёт в организм постящегося, то, согласно наиболее аргументированному мнению шафиитского мазхаба, его пост нарушается, если этот человек тщательно делал ополаскивание, доводя воду до горла или вдыхая в нос, ибо постящемуся запрещено так тщательно проводить ополаскивание, как ранее сообщалось в главе об омовении. Если же постящийся не делал ополаскивание так тщательно, то его пост не нарушается, ибо он делал то, что ему велено, а вода попала внутрь без его на то воли».

Далее Аль-Хатиб Аш-Ширбини пишет:

«Что же касается попадания воды в организм в остальных случаях, например, когда постящийся без рассматриваемой цели набрал воду в рот или нос, или же при купании для охлаждения вода случайно попала внутрь, или же человек, совершающий омовение, сделал полоскание носа и рта в четвёртый раз, то во всех этих случаях пост нарушается».

 (وَلَوْ سَبَقَ مَاءُ الْمَضْمَضَةِ أَوْ الِاسْتِنْشَاقِ) الْمَشْرُوعِ (إلَى جَوْفِهِ) مِنْ بَاطِنٍ أَوْ دِمَاغٍ (فَالْمَذْهَبُ أَنَّهُ إنْ بَالَغَ) فِي ذَلِكَ (أَفْطَرَ) ؛ لِأَنَّ الصَّائِمَ مَنْهِيٌّ عَنْ الْمُبَالَغَةِ كَمَا سَبَقَ فِي الْوُضُوءِ (وَإِلَّا) أَيْ وَإِنْ لَمْ يُبَالِغْ (فَلَا) يُفْطِرُ؛ لِأَنَّهُ تَوَلَّدَ مِنْ مَأْمُورٍ بِهِ بِغَيْرِ اخْتِيَارِهِ، وَقِيلَ: يُفْطِرُ مُطْلَقًا؛ لِأَنَّهُ وَصَلَ بِفِعْلِهِ، وَقِيلَ: لَا يُفْطِرُ مُطْلَقًا لِعَدَمِ الِاخْتِيَارِ. أَمَّا سَبْقُ مَاءِ غَيْرِ الْمَشْرُوعِ: كَأَنْ جَعَلَ الْمَاءَ فِي فَمِهِ أَوْ أَنْفِهِ لَا لِغَرَضٍ أَوْ سَبَقَ مَاءُ غُسْلِ التَّبَرُّدِ أَوْ الْمَرَّةِ الرَّابِعَةِ مِنْ الْمَضْمَضَةِ أَوْ الِاسْتِنْشَاقِ فَإِنَّهُ يُفْطِرُ.

     3. По забывчивости

Если постящийся совершил действие, которое в обычных обстоятельствах нарушает пост, забыв о том, что он постится, это не нарушает пост, при условии, что человек прервёт это действие, как только вспомнит о посте.

Имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Если постящийся поел (выпил) чего-то по забывчивости, пост не нарушается, ибо в хадисе, который приводится в обоих достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

"Тот, кто, забыв о том, что он соблюдает пост (по забывчивости), поест или попьёт во время поста, пусть доведёт свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его". (Бухари, 1933; Муслим, 1155)

В той версии хадиса, которая приводится в сборнике достоверных хадисов Ибн Хиббана и других авторов, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِ وَلَا كَفَّارَةَ

"Он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия (выплачивать каффарат)"».

وَإِنْ أَكَلَ نَاسِيًا لَمْ يُفْطِرْ لِخَبَرِ الصَّحِيحَيْنِ مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ   وَفِي صَحِيحِ ابْنِ حِبَّانَ وَغَيْرِهِ  وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِ وَلَا كَفَّارَةَ

Из всего вышеприведённого следует, что если постящийся при совершении омовения во время ополаскивания рта случайно проглотил воду, его пост не нарушается, если он не ополаскивал рот тщательно, доводя воду до горла. Также его пост не нарушается, если он проглотил эту воду, забыв, что он соблюдает пост.

В любом случае постящемуся следует быть осторожным, когда он совершает омовение во время ополаскивания носа, рта и ушных раковин, чтобы вода не попала внутрь организма. Также постящийся всегда должен помнить, что он соблюдает пост, следовательно, должен соблюдать все его условия и правила.

Мухаммад Султанов

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.