Нарушается ли пост того, кто разговляется запретным (харамом)

Всевышний Аллах создал людей чистыми и предписал им употребление только чистой и дозволенной еды. Всё, что потребляет человек, должно быть дозволенным: еда, питьё, одежда, жилище, транспорт, заработок и прочее, но на дозволенность еды шариат обращает особое внимание.

В основном душевное состояние человека и искренность его поклонения прямо зависит от той еды, которую он употребляет. Следовательно, чем чище еда, тем чище душа человека и тем искреннее его действия.

Кроме этого, употребление верующим недозволенной еды препятствует принятию Всевышним его поклонения и других благодеяний. Недозволенное питание также может стать преградой между мольбами раба и ответом Господа на них.

Чтобы исправить такое положение, верующий первым делом должен отказаться у потребления всего недозволенного, а потом искренне покаяться во всех своих грехах, выполнив все условия покаяния.

Он должен отказаться от грехов, раскаяться в совершённых грехах и твёрдо решить, что больше никогда не будет совершать подобного. Без исполнения этих условий его покаяние не будет считаться действительным.

А если совершённый человеком грех затрагивал другого человека, то согрешившему дополнительно к вышеупомянутым условиям следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.

Пока человек не сделает этого, от его поста не будет пользы, впрочем, и от другого поклонения и других благих дел тоже, даже если он соблюдал пост и голодал все дни Рамадана. Сколько бы он ни старался, Всевышний Аллах не запишет ему вознаграждение за такой пост.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление Аллаха) сказал:

مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالعَمَلَ بِهِ، فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ فِي أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ

«Если кто-либо во время поста не оставит лживые речи и дела, соответствующие этим речам, то у Аллаха нет нужды в том, чтобы такой человек отказывался от своей еды и питья». (Бухари, 10903; Абу-Давуд, 2362; Ибн Маджа, 1689; Тирмизи, 707)

Всевышний Аллах не принимает пост человека, который не избегает лживых разговоров и поступков, тем более не принимается пост человека, если он питается недозволенной едой. Поэтому постящемуся крайне необходимо избегать всего запретного, оберегая свой желудок и половые органы.

Что касается употребления в качестве еды для разговения недозволенного или еды, приобретённой на недозволенные средства, то нет сомнения в том, что это запретно (харам).

Однако это не нарушает его пост. То есть такой пост считается действительным, следовательно, он не обязан возмещать его или выплачивать каффарат (штраф-искупление). Но он, как было выше упомянуто, лишается воздаяния за этот пост, если не совершил искреннее покаяние. Поэтому постящемуся следует остерегаться разговения недозволенной пищей.

Абу Бакр Ад-Димяти в своей книге «И‘анат ат-талибин» пишет об этом следующее:

«Постящемуся крайне необходимо беречь свой желудок от попадания в него недозволенной и сомнительной еды, особенно во время разговения. Праведные предшественники говорили: "Когда соблюдаешь пост, смотри, чем ты разговляешься и рядом с кем разговляешься"».

Имам Аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-дин» также пишет:

«Четвёртое, чем достигается совершенство поста – оберегание остальных частей тела – рук и ног – от грехов и порицаемого, а чрево – от сомнительного (шубха) при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, который является воздержанием от дозволенного (халала), если затем разговляешься запретным (харамом).

Такой постящийся подобен тому, кто строит один дворец и полностью разрушает город. Ведь дозволенная (халал) еда вредна не сама по себе, а своим обилием, а пост соблюдается для уменьшения употребления дозволенной еды.

Человек, который избегает чрезмерного употребления даже лекарств (то есть их злоупотребления), опасаясь их вреда, будет считаться глупцом, если перейдёт к употреблению отравы.

Запретное (харам) является ядом, губящим веру человека, а дозволенное (халал) – это лекарство, которое полезно в малом количестве и вредно в избыточном количестве. Целью же поста является уменьшение потребления еды.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَمْ مِنْ صَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صَوْمِهِ إِلَّا الْجُوعُ وَالْعَطَشُ

«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь только голод и жажда». (Ан-Насаи, Ибн Маджах)

Имеется мнение, что эти люди, о которых сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и есть те, кто разговляется запретным (харамом)».

Месяц Рамадан является лучшим периодом времени для понимания внутренней сути человека, поскольку всё злое, что одолевает его рассудок в течение священного месяца, исходит не от тёмных сил, а от самого человека.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, избегайте всего недозволенного и непристойного, особенно во время ифтара, и старайтесь получить от Всевышнего Аллаха полноценное вознаграждение за пост и другие благие деяния в этом месяце. Также прилагайте все усилия, чтобы не оказаться среди тех, кто не получил от этой благодати ничего, кроме голода, жажды и бессонницы!

Муслим Абдулаев