Можно ли выплачивать закятуль-фитр своим детям?

Закятуль-фитр является особенностью нашей уммы. Выплачивать закятуль-фитр обязан каждый мусульманин, обладающий имуществом, которого достаточно для выплаты закятуль-фитра, не считая средств на пропитание и на обеспечение себя, своей семьи и прислуги угощением и одеждой на праздничный день и ночь.

Верующий обязан выплатить закятуль-фитр не только за себя, но и за тех, кто находится на его иждивении и которых он обязан обеспечить пропитанием. То есть человек обязан выплатить закятуль-фитр за неимущих родителей, детей и прислугу, нанятую с условием обеспечить её пропитанием.

Человек не обязан выплачивать закятуль-фитр за родителей и детей, если они не бедны. Если дети имеют своё состояние, отец также не обязан выплачивать за них закятуль-фитр, даже если они несовершеннолетние.

Что касается категорий людей, среди которых положено распределять закятуль-фитр, то это те же люди, которым выплачивается обычный закят. Эти восемь категорий людей чётко определены и перечислены в известном аяте (суры Ат-Тавба: 60) Священного Корана.

Получатель закята должен быть мусульманином и не должен принадлежать к роду Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и благочестивым человеком, который не совершает тяжкие грехи постоянно. Помимо этих, для получения закята ставится ещё одно важное условие: получатель не должен быть из числа тех, кто находится на иждивении того, кто выплачивает закят, к таковым относятся и дети, ведь отец обязан обеспечивать своих неимущих детей.

Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Ещё одно условие для получателя закята – он не должен быть в числе тех, кого должен обеспечивать тот, кто выплачивает закят».

وَمِنْهَا أَنْ لَا يَكُونَ مِمَّنْ تَلْزَمُهُ نَفَقَتُهُ

Следовательно, отец не может выплачивать закятуль-фитр своим детям. Если отец выплачивает закят своим нуждающимся детям, которые находятся на его иждивении и которых он обязан обеспечивать всем необходимым, получается, что он выплачивает этот закят самому себе.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» также пишет об этом:

«Авторитетные учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали, что человеку нельзя выплачивать закят своим детям или отцу, которых он обязан обеспечивать к нуждающимся (факир) и бедным (мискин) по двум причинам: во-первых, он (родитель или ребёнок) не нуждается в закяте, ибо находится на его иждивении. Во-вторых, человек, выплатив ему (иждивенцу) закят, приобретает для себя выгоду, то есть снимает с себя обязанность обеспечивать родственника всем необходимым».

Из этого общего правила можно делать два исключения. Первое – ситуация, когда дети не относятся к категориям нуждающихся (факир) и бедных (мискин). Если дети относятся к остальными шести категориям, то им можно выплачивать закят.

Например, если кто-то из детей относится к категории должников, то есть имеет долги, которые он брал на дозволенное (халал) дело и при наступлении срока не смог вернуть его. В этом случае отцу можно выплатить ему закят, ибо отец не обязан возмещать долги детей.

Второе – ситуация, когда у отца нет имущества, достаточного для обеспечения детей, или дети, входя в категорию людей, которым полагается закят, не нуждаются в обеспечении от отца. И в таком случае отцу не запрещается выплачивать закят своим детям.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своём сборнике фетв «Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра» пишет об этом следующее:

«Можно выплатить закят нуждающимся (факир) и бедным (мискин) родителям и детям, если выплачивающий закят на момент выплаты не обязан обеспечивать их (они не находятся на его иждивении). Ибо выплачивать закят им (родителям и детям) запрещается только в том случае, если они находятся на иждивении того, кто выплачивает его.

Если он и в таком случае (когда получатели находятся на его иждивении) выплачивает закят родителям или детям, то получается, что он снимает с себя свои обязанности. Это всё равно что выплатить закят самому себе из своего же имущества.

Что касается случаев, когда выплачивающий закят не обязан обеспечивать их (детей или родителей), то нет ничего плохого в выплате им закята, следовательно, в таких случаях разрешается выплачивать им закят, более того, выплата закята им (родителям и детям) более предпочтительна, чем другим людям, как пишут учёные в других трудах».

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что в вопросе выплаты закята своим детям каждый случай необходимо рассмотреть индивидуально. Если дети находятся на иждивении отца, он не имеет права выплачивать им закятуль-фитр; в противном случае ему это разрешается.

Это решение касается только случаев, когда дети относятся к категории нуждающихся (факир) и бедных (мискин). Если же дети относятся к остальным шести категориям людей, заслуживающих закят, то это решение относится к ним. Следовательно, отцу можно выплачивать закят таким детям.

Например, если кто-то из детей имеет долг, который даёт ему право получить закят, отцу разрешается выплачивать ему закятуль-фитр вне зависимости от того, находится он на иждивении у отца или нет.

Родители в любое другое время могут помочь детям материально, и в таком случае это будет считаться для них милостыней (садака), за которую они получат двойную награду, ведь родители, помогая своим детям, не только дают садака, но и помогают своим детям и тем самым укрепляют родственные узы.

Мухаммад Султанов