Можно ли совершать намаз в рабочей одежде?

Намаз является опорой религии. Совершение пятикратного намаза – это отличительный признак мусульманина, но для того чтобы намаз верующего считался действительным, нужно соблюсти определённые условия.

Одним из таких условий является укрытие аврата во время совершения намаза. Таким же условием для совершения намаза является чистота одежды, которой молящийся укрывает свой аврат, отсутствие на ней наджасы. Также должны быть чистыми тело и место намаза. Следовательно, на одежде, теле молящегося или месте, где он совершает намаз, не должно быть крови, мочи, кала, алкоголя и других нечистот (наджасы).

Что касается намаза в рабочей одежде, который не укрывает аврат молящегося полностью, то верующему не дозволяется совершать намаз в такой одежде, ибо одним из условий действительности намаза является укрытие аврата.

Авратом мужчины во время совершения намаза считается тело ниже пупка и выше колен. Что касается женщины, то всё её тело, за исключением лица и кистей рук, считается авратом. Исходя из этого, можно сказать, что намаз, совершённый в рабочей одежде, считается действительным, если она чиста от наджасы и укрывает аврат.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Аврат (молящегося) должен быть прикрыт тем, что создаёт преграду между взором рядом стоящего человека и цветом кожи (так, чтобы через одежду невозможно было различить цвет кожи).

Поэтому для молящегося недостаточно одежды из тонкой ткани, через которую можно увидеть, какого цвета кожа – тёмного или светлого. Также недостаточно одежды из толстой ткани, нити которой переплетены так неплотно, что через неё можно увидеть аврат.

Если через ткань невозможно различить цвет кожи, но проступают формы тела – колени, бёдра и тому подобное, намаз считается действительным, ибо прикрытие аврата обеспечено».

Однако рабочая форма – это одежда, которую человек надевает только во время работы, и в этой одежде человек обычно не выходит на улицу, не появляется в общественных местах, не ходит в гости и снимает её, когда заходит к себе домой.

Человек, совершающий намаз, прежде всего стоит перед Всевышним Аллахом и обращается к своему Создателю, поэтому верующему не следует молиться в той одежде, которую он не носит даже на людях. Ведь во время молитвы верующий стоит перед своим Создателем, а Всевышний более достоин уважения и почёта, чем люди. Следовательно, совершение намаза в рабочей одежде, даже если она чиста от наджасы и от обычной грязи, противоречит адабу.

Верующий, который совершает намаз, не только стоит перед Всевышним Творцом, но и ведёт с Ним тайную беседу. Ведь человек, когда идёт на беседу к простому начальнику, одевается прилично, а когда идёт к своему Создателю, он просто обязан проявлять к Нему почтение и соблюдать правила приличия.

В итоге получается, что можно совершать намаз в чистой от наджасы рабочей одежде, и такой намаз будет считаться действительным, если рабочая одежда, как и любая другая, укрывает аврат молящегося. Однако намаз в рабочей одежде нежелателен, ибо это не соответствует серьёзности такого деяния, как намаз.

Несмотря на то, что рабочая форма не влияет на действительность намаза, лучше надеть для этого обычную одежду. Более того, молящемуся перед совершением намаза следует надевать свою лучшую и самую красивую одежду, ибо он в это время стоит перед своим Создателем и разговаривает с Ним.

Муслим Абдулаев