Лучшее время для совершения зуха-намаза

5 Февраль 2023
11877

Одним из почитаемых дополнительных намазов является зуха-намаз. Зуха-намаз – это настоятельная сунна, источник благодати и большого вознаграждения.

Зуха-намаз также важен с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:

يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى

«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько суставов у него в теле. Каждое произнесение слов "Субхана-Ллах" (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Аль-хамду ли-Ллях" (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов "Ля иляха илля-Ллах" (нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов "Аллаху Акбар" (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два ракаата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Муслим, 720; Абу Дауд, 1286)

Время для совершения зуха-намаза начинается после восхода, когда солнце поднимается на высоту копья – приблизительно на 3,5 метров над горизонтом (примерно через 15-20 минут после восхода), и заканчивается в полдень, когда солнце стоит в зените, до наступления времени обеденного намаза.

В этот отрезок времени совершать зуха-намаз можно в любое время. Однако учёные богословы утверждают, что лучшее время для совершения зуха-намаза наступает по истечении четверти светового дня, хотя можно совершать его с восхода солнца и до того момента, когда солнце окажется в зените и начнёт клониться в сторону заката.

В промежутке между рассветом и обеденным намазом период зуха-намаза занимает такое же место, как и период предзакатного намаза – между обеденным и вечерним намазами. Это время (лучшее время для совершения зуха-намаза), когда солнце уже хорошо согревает землю и верблюжата ищут спасения от жары в тени взрослых верблюдов.

Доводом в пользу своих слов учёные приводят хадис, который передаётся от Аль-Касима Аш-Шайбани, согласно которому, увидев каких-то людей, которые совершали зуха-намаз (в мечети Аль-Куба), Зайд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) сказал:

أَمَا لَقَدْ عَلِمُوا أَنَّ الصَّلَاةَ فِي غَيْرِ هَذِهِ السَّاعَةِ أَفْضَلُ، إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ حِينَ تَرْمَضُ الْفِصَالُ

«Поистине, они знали, что совершать этот намаз в другое время лучше, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Время молитвы кающихся (зуха-намаза) наступает тогда, когда земля начинает обжигать копытца верблюжат"». (Имам Ахмад, 19270; Муслим, 748; Ибн Хиббан, 2539; Табарани, «Му’джам аль-Кабир», 5108)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:

وَفِيهِ فَضِيلَةُ الصَّلَاةِ هَذَا الْوَقْتَ قَالَ أَصْحَابُنَا هُوَ أَفْضَلُ وَقْتِ صَلَاةِ الضُّحَى وَإِنْ كَانَتْ تَجُوزُ مِنْ طُلُوعِ الشَّمْسِ إِلَى الزَّوَالِ

«В этом хадисе разъясняется достоинство молитвы в это время. Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) сказали: "Когда земля раскаляется до такой степени, что верблюжатам становится больно стоять на ней – это наилучшее время для совершения зуха-намаза, несмотря на то, что дозволено совершать его с восхода солнца и до того момента, когда оно начинает клониться в сторону заката"».

Абу Бакр Ад-Димяти в своей книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишет следующее:

والاختيار فعلها عند مضي ربع النهار أي ليكون في كل ربع من النهار صلاة، ففي الربع الأول الصبح، وفي الثاني الضحى، وفي الثالث الظهر، وفي الرابع العصر

«Лучше всего совершить зуха-намаз, когда пройдет одна четвёртая часть светового дня. Это делается так, чтобы в каждой четверти дня был совершен намаз. Так в первой четверти совершается утренний намаз, во второй – зуха-намаз, в третьей обеденный (зухр) намаз, а в четвёртой четверти – послеобеденный (‘аср) намаз».

Также Имам Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан» об этом пишет следующее:

«Зуха-намаз является дополнительным желательным (мустахабб) намазом. Зуха-намаз утром занимает такое же место, как послеобеденный намаз в период между обеденным и вечерним намазами.

Не следует совершать зуха-намаз, пока солнце полностью не взойдёт, не пройдёт его мутность и оно не засияет своими лучами – так же, как послеобеденный намаз не следует откладывать до того времени, когда солнце побледнеет.

В сборнике хадисов Муслима от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Время молитвы кающихся (зуха-намаза) наступает тогда, когда земля начинает обжигать копытца верблюжат".

Здесь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул именно верблюжат потому, что их копытца обжигаются раньше копыт их матерей до того, как воздействие солнца не сделает песок сильно раскалённым, ибо у них тонкая кожа.

Такое бывает, когда наступает лучшее время для совершения зуха-намаза или через некоторое время после этого. И этот отрезок времени приходится на середину периода времени между восходом солнца и зенитом до наступления времени обеденного намаза».

За совершение зуха-намаза в указанное время с соблюдением определённых условий можно получить огромное вознаграждение.  Ведь в достоверном хадисе передаётся, что человек, который совершил утренний намаз в джама’ате, после которого остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рак’ата зуха-намаза, получит награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.

Совершив всего лишь один суннат-намаз, человек исполняет Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха); восполняет милостыню каждого сустава; ему прощаются грехи и построят в Раю дворец из золота; при определённых условиях за совершение зуха-намаза он получает награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.