Как Ислам относится к целительству?

26 Ноябрь 2020
11902

В Исламе большое внимание уделяется заботе о здоровье. С верующего снимается обязанность совершать то или иное поклонение, даже обязательное, если это угрожает его здоровью или может замедлить исцеление. Что касается желательных поклонений, которые человек обычно практикует и не может совершить из-за болезни, то Всевышний Аллах записывает за них награду, как будто он совершал их и во время болезни. Такова милость Всевышнего к Своим рабам.

Человеку нужно здоровье прежде всего для исполнения вменённых ему Всевышним в обязанность поклонений, а также для добывания пропитания для себя, своей семьи и тех, кого он обязан обеспечивать.

С точки зрения Ислама усилия, направленные на лечение людей, только поощряются. В хадисах есть много примеров того, как Пророк призывал вести здоровый образ жизни и советовал прибегать к разным способам лечения болезней и различных недугов.

От Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ دَوَاءً، غَيْرَ دَاءٍ وَاحِدٍ الْهَرَمُ

«Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и лекарство от неё, кроме одной болезни – старости». (Имам Ахмад, 17455; Абу Давуд, 3855)

Если у верующего не будет здоровья, то не будет здорового тела, разума и здорового духа. Ведь здоровое тело – это основной инструмент верующего для поклонения своему Господу, а поклонение (‘ибада) является тем, для чего создан человек.

Поэтому изучение медицины является коллективной обязанностью для всего общества (фарз аль-кифая). Следовательно, в каждом населённом пункте обязательно должен быть врач. Если его нет, жители населённого пункта должны создать для этого условия, иначе все они впадают в грех.

Изучение медицинских наук является обязанностью для мусульман и богоугодным делом, как и поминание Аллаха, и раздача милостыни, и совершение других религиозных обрядов; за это верующий получает соответствующую награду.

Однако бедой современного общества стало то, что, как и в любой профессии, в области медицины орудует большое количество людей, которые не имеют даже минимальных знаний. И эти люди обещают излечить все болезни, а некоторые даже гарантируют исцеление абсолютно от всех болезней разом, в том числе от тех, которые официальная медицина считает неизлечимыми.

И здесь возникает вопрос: разрешено ли людям, не имеющим медицинского образования, заниматься врачеванием, целительством, используя народные методы лечения, и считается ли такой заработок дозволенным?

Если человек не имеет медицинского образования, ему запрещено заниматься целительством и лечением людей, будь то средствами народной медицины или другими методами.

Однако, если он проводит лечение, предварительно согласовав свои действия с квалифицированным врачом, который в курсе истории болезни пациента, то в этом нет ничего предосудительного.

В противном случае лечение неквалифицированного целителя без медицинского образования может вызвать страшные последствия и усугубить состояние больного, у которого могут быть и сопутствующие заболевания. И плата, полученная за такую работу, запретна для него.

Врачебная деятельность одобряется в Исламе, и на этом не запрещается зарабатывать. Однако нужно помнить, что для этого можно использовать только дозволенные способы. Использование недозволенных методов запрещено и не приносит никакой пользы.

Врачи и лекари, жившие во времена известных факихов, предупреждали последних о губительных последствиях их книг, если ими будут руководствоваться люди, не владеющие основами медицины.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Фатава аль-хадисийя» пишет об этом следующее:

«Тот, кто читает медицинские книги и рассказывает больным то, что там написано, без установления точного диагноза, поистине, рискует жизнью больных, посмел разрушить здоровье людей и нанести им большой вред.

Ведь тому, кто не умеет ставить диагноз и не изучил полноценно медицинскую науку, не дозволяется выносить решение, относящееся даже к одному разделу медицины, потому что в медицине невозможно ограничиться изучением одного раздела без полноценного обучения всей программе.

Именно поэтому некоторые высококвалифицированные лекари говорили, что их книги губительны для факихов. Они читают в этих книгах, что то-то является лекарством для такой-то болезни, и применяют это лекарство при этой болезни, не обращая внимания на то, что у человека может быть скрытое сопутствующее заболевание, при котором это лекарство категорически противопоказано. И получатся, что он ведёт этого больного к погибели, думая, что приносит ему пользу.

Следовательно, это лекарство подходит (и его можно давать) только тому больному, у которого нет противопоказаний. Это может знать только квалифицированный врач, который обучался у квалифицированных преподавателей, а не самоучка, который прочитал где-то в книгах об этом.

Читая книги самостоятельно, человек не может стать специалистом, более того, каждый, кто получил знания, самостоятельно прочитав книги, является заблудшим, который вводит в заблуждение и других.

Поэтому имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Тому, кто прочитал даже в десяти книгах ответ на один и тот же вопрос, не разрешается выдавать фетву на основании прочитанного, ибо есть риск, что во всех этих книгах на вопрос ответили, следуя слабому мнению".

Лекарь-самоучка, который лечит человека, предполагая, что приносит пользу, на самом деле является вредителем. И нет на нём ничего, кроме большого греха, за который ему грозит ужасное наказание в Ахирате. Пусть такой человек убоится Всевышнего и оставит свою деятельность, в противном случае он может стать губителем душ.

Что же касается платы, которую такой лекарь берёт у больных, то ему запрещено (харам) пользоваться этими средствами, ибо больные платили их, предполагая, что он владеет знаниями в медицине.

Если бы они знали, что его деятельность наказуема и ему за это записан только грех, ни один человек ничего не заплатил бы ему. Получается, что он брал эту плату обманом, ложью, несправедливо и враждебно. А Аллах знает лучше».

Всевышний Аллах управляет всем, что происходит в этом мире, и всё в этом мире происходит только по Его Воле, в том числе исцеление больного. Тем не менее, мы должны пользоваться различными методами, чтобы достигнуть своих целей. Но очень важно, чтобы эти средства были дозволены с точки зрения Ислама, и всегда помнить о том, что, несмотря на наши усилия, всё зависит от Всевышнего Аллаха.

Обычному человеку сложно отличить запретное от дозволенного в нетрадиционных способах лечения, поэтому ему лучше воздержаться от такого лечения. Кроме того, большинство из этих так называемых «целителей» бывают мошенниками, которые не имеют никакого понятия о медицине и о лечении людей.

В свете вышеописанных фактов человеку следует прибегать к обычным способам лечения, которые лишены сомнительного. Если же человек всё же решил обратиться к нетрадиционным методам лечения, ему прежде всего следует обратиться к надёжному и доверенному учёному или имаму, который может посоветовать проверенного целителя, который располагает знаниями и чьи методы соответствуют шариату.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Муслим Абдулаев

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.