Следующим именем Аллаха является Аль-Баси́р.
Это имя Господа упоминается в Священном Коране в 42-х местах. Приведём некоторые из них:
وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ
(смысл): «Аллах прекрасно видит (знает положение) Своих рабов». (Сура Али ‘Имран: 15)
وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
(смысл): «Он с вами, где бы вы ни были. И Аллах видит всё, что вы делаете». (Сура Аль-Хадид: 4)
Аль-Басиир — Тот, Кто видит и ведает обо всём. Он видит то, что над Небесами, и то, что под Землёй. Воистину, каждое сотворение, оживление или умерщвление, наставление или лишение наставления, оказание помощи или отказ помогать — всё это происходит согласно Его абсолютной мудрости, знанию и видению. Человек всегда находится под взором Творца, который владеет всеобъемлющим знанием обо всём, ведь Он Всеслышащий, Всевидящий.
Всевышний в Своей Книге рассказал историю одного лицемера, который находясь в кругу мусульман говорил, что он тоже уверовал. Однако, уединившись со своими единомышленниками, он строил козни против мусульман. Тогда Создатель ниспослал следующий аят:
أَوَلاَ يَعْلَمُونَ أَنَّ اللّهَ يَعْلَمُ مَا يُسِرُّونَ وَمَا يُعْلِنُونَ
(смысл): «Неужели они (лицемеры из числа иудеев, а также те, кто искажает Таврат) не знают, что Аллаху ведомо обо всём, что они скрывают в душе и что они делают явно (открыто перед верующими)?». (Сура Аль-Бакара: 77)
Умайр ибн Вахб Аль-Джумахи и Сафван ибн Умайя сидели возле Каабы и планировали злодеяние в отношении Пророка ﷺ. Всевидящий Аллах сообщил своему Посланнику ﷺ об их плохих намерениях, что и поспособствовало его спасению.
Бог является Всеслышащим и Всевидящим, и в этом есть утешение для верующих. В Коране сказано:
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ الَّذِي يَرَاكَ حِينَ تَقُومُ وَتَقَلُّبَكَ فِي السَّاجِدِينَ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
(смысл): «И уповай на Достойного Милующего Аллаха, который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц (совершающих земные поклоны). Поистине Он Слышащий, Знающий». (Сура Аш-Шуара: 217–220)
Кто-то может подумать, что все его тайные богослужения могут остаться не замеченными Создателем, но это не так. Воистину, Он — Всевидящий, и Он непременно воздаст ему за это. В этом и заключается то самое утешение, о котором мы говорили выше.
Также это имя Творца побуждает проявлять терпение того, кто призывает к благому, к истине. Когда Аллах велел Мусе и Харуну (мир им) отправиться к Фараону, Он сказал им:
قَالَ لَا تَخَافَا إِنَّنِي مَعَكُمَا أَسْمَعُ وَأَرَى
(смысл): «Аллах сказал: “Не бойтесь, ибо Я с вами (помогу вам) и Я слышу и вижу абсолютно всё”». (Сура Та-ха: 46)
После такой поддержки в сердце раба появляется тяга к Аллаху, готовность терпеть испытания на Его пути и уверенность.
В другом аяте сказано:
وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا
(смысл): «Так терпи же, [о Мухаммад], до решения твоего Господа, ведь ты, воистину, под нашим присмотром (защитой)». (Сура Тур: 48)
Также в этом имени Создателя есть поощрение к поклонению и богослужению, к исполнению Его велений и к совершению благих деяний в отношении творений. Тот, кто осознаёт, что находится под взором Бога, непременно будет укреплять связь с Ним и будет более снисходителен к окружающим. И ведь поэтому Любимец Аллаха ﷺ, отвечая на вопрос об ихсане, сказал:
أَنْ تَعْبُدَ اللهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ
«Ихсан (чистосердечие) подразумевает такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то Он, поистине, видит тебя». (Бухари, 50; Муслим, 9)
Это и есть суть ихсана, третьей части нашей религии.
К примеру, как будет работать человек, рядом с которым стоит его начальник? Он будет стараться выполнить свои обязанности, как положено, без нареканий руководства, чтобы оно было довольно. А как же быть, если ты находишься под наблюдением Всемогущего Аллаха, который видит и слышит тебя, знает всё явное и скрытое о тебе? Ведь ты не скроешься от Него ни на миг и даже на долю мига.
Поэтому нам следует быть усердными в поклонении Аллаху, своевременно и искренно выполнять все Его предписания, дабы достичь Его довольства. Такое же усердие следует проявлять и в избегании от Его ослушания, от плохих деяний, злословия и даже злых умыслов. Ведь нет убежища от Аллаха, кроме Него самого.
О Аллах, Ты видишь мои упущения, знаешь о моих грехах, ведаешь о том, что у меня в сердце. В Твоей власти моя жизнь. Прошу Тебя озарить моё сердце и дать свет моим глазам, чтобы я мог увидеть истину и проявить должное уважение к Тебе как внешне, так и внутренне. О Всевидящий, убереги наши взоры от всего запретного и недостойного. Амин.
Магомедрасул Магомедов
Смотрите также:
Что означают имена Бога «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим»
Что означает имя Всевышнего Аль-Малик
Что означает имя Бога Аль-Куддус
Что означает имя Бога «Ас-Салям»
Что означает имя Бога Аль-Мухаймин
Что означает имя Бога Аль-‘Азиз
Что означает имя Бога Аль-Джаббар
Что означают имена Бога «Аль-Мутакаббир» и «Аль-Кабир»
Что означают имена Бога «Аль-Халик» и «Аль-Халляк»
Что означает имя Бога Аль-Мусаввир?
Что означают имена Бога Аль-Кахир и Аль-Каххар
Что означает имя Бога Аль-Ваххаб
Что означает имя Бога Аль-Бариъ
Что означают имена Бога Ар-Раззак и Ар-Разик?
Что означает имя Бога Аль-Фаттах?
Что означают имена Бога Аль-‘Али́м, Аль-‘А́лим, Аль-‘Аллям?