О сокровенном знании
Вопрос: Как Шариат смотрит на то, если человек убеждён в том, что некоторые праведники могут обладать сокровенными знаниями? Запрещал ли Коран Посланнику (мир ему и благословение) узнавать сокровенное?
Ответ: Сокровенное делится на два вида:
1. Сокровенное хакикию (действительное).
2. Сокровенное маджазию (иносказательное).
Сокровенное хакикию – скрываемое в божественном знании: не ведает об этом никто кроме Аллаха.
Сокровенное маджазию Аллах выявляет тому, кому пожелает из творений Своих. Это знание, с которым спустились ангелы. В Коране говорится:
تنزل الملائكة والروح فيها بإذن ربهم من كل أمر
(Смысл): «Нисходят ангелы и дух (Джабраил) в неё (ночь) с дозволения Господа их для всяких повелений» (сура «аль-Кадар» аят 4).
Особенно явно это проявилось, когда распределяли знания в Ляйлят уль-Кадре (Ночь предопределения). Слово «распределяли» имеет такие смыслы: «открытие», «выявление», «пояснение».
В сокровенное маджазию входит и такое: события, происходящие в каком-то районе, – их видит тот, кто рядом с этим местом, а другие не видят и не слышат об этом.
Сокровенное хакикию – для Аллаха. В Коране сказано:
وعنده مفاتح الغيب لا يعلمها إلا هو
(Смысл): «У Аллаха ключи к сокровенному или к пути, ведущему к знаниям, и знает о них только Он» (сура «аль-Анам», аят 59).
Аллах возвеличил некоторых пророков, дав им знания, которые пожелал, поддержав их и ослабив их врагов. В Коране сказано:
عالم الغيب فلا يظهر على غيبه أحد ، إلا من ارتضى من رسول
(Смысл): «Сокровенное знание Аллах не открывает никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен» (сура «Джинн», аяты 26–27).
Пример этому – Пророк Иса (мир ему), который рассказывал людям, что они едят и запасают в своих домах. Подробно об этом можно прочитать в суре «аль-Имран», аят 49.
Всевышний даёт некоторым рабам Своим знания, которые пожелает. Ни один человек не в силах узнать что-либо сокровенное без Воли Аллаха. В Коране сказано:
ولو كنت أعلم الغيب لاستكثرت من الخير ، وما مسنى السوء
«Скажи Мухаммад: Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня» (сура «аль-Араф», аят 188).
В другом аяте сказано:
وعلمك ما لم تكن تعلم
«Аллах обучил тебя тому, чего ты не знал» (сура «ан-Ниса», аят 113).
Это всё в отношении сокровенного хакикию.
В качестве довода можно еще привести историю пророков Хизри и Мусы (мир им), которую рассказывает сам Всевышний Аллах в священном Коране, и потому невозможно отрицать ее достоверность. Цель же этого рассказа указать на существование сокровенной науки.
Что касается сокровенного маджазию, то оно выходит из границ скрытого Господом, и тут не исключено, что могут быть пути узнать о сокровенном. Имам Алюси эту сторону вопроса подробно объясняет.
Пути, через которые возможно узнать сокровенное, – это очищение нафса постоянством в поклонении, поминанием Аллаха безо всякого отвлечения от Всевышнего. Это дело любимцев Аллаха, праведников.
Некоторые знания иногда поступают и от шайтанов. Как сказано в хадисе, Айша (да будет доволен ею Аллах) сообщает, что слышала, как Пророк (мир ему и благословение) говорил:
أن الملائكة تنزل فى العنان – وهو السحاب – فتذكر الأمر قضى فى السماء – فيسترق الشيطان السمع فيسمعه ، فيوجهه إلى الكهان ، فيكذبون معها مائة كذبة من عند أنفسهم
«Поистине, ангелы спускаются на землю в облаках и сообщают о том, что было решено на небесах; что же касается шайтанов, то они подслушивают их слова, а потом внушают услышанное прорицателям, которые добавляют к этому от себя сто лживых сообщений» (Бухари). Есть и множество других источников знаний.
Статья составлена по книге учёного Мухаммада Закки Ибрахима (да смилуется над ним Аллах) «Абджадияту Тасаввуф».