Джума-намаз

11 Август 2009
3285
Вопрос: 
Как должны совершать Джума-намаз такие категории мусульман, которые находятся под властью других (военнослужащие, заключенные, пожарники, служащий скорой помощи, дежурные газового хозяйства, электроэнергии, чабаны - пастухи и др.) По долгу службы они не имеют возможность посещать джума-мечеть. Слышал, что при таких крайне безвыходных положениях джума-намаз можно совершать в поле даже одному. Правильно ли это?

С самого начала джума-намаз не был предписан мусульманам. Поэтому его совершали как обычный обеденный намаз. Аллах обязал его еще в Мекке, но из-за малого количества мусульман к тому времени и из-за того, что они не могли в открытую собираться и совершать его, не был обязательным.

Джума-намаз совершается в пятницу вместо обеденного намаза. Но заменить его обеденным на пятничный можно лишь при наличии всех условий, требуемых для совершения джума-намаза:

1. Джума-намаз проводится в населенном пункте или в селе. В поле джума-намаз не совершается, даже если разбить палатки.

2. Необходимо наличие совершеннолетних 40 мусульман - мужчин (не рабов), живущих именно в той местности, где совершается джума-намаз.

3. Совершение его во время обеденного намаза.

4. Успеть совершить его вместе с джамаатом хотя бы полный один ракаат. Если ты не успел на поясной поклон второго ракаата, то ты должен довершить джума-намаз как обеденный в четыре ракаата.

5. Чтобы в населенном пункте джума-намаз совершался в одном месте. Если он совершается в этом же населенном пункте и еще где-нибудь, то вслед за джума-намазом совершается и обеденный, поскольку первый недействителен.

6. Чтение пятничной хутбы, и чтобы 40 человек услышали арканы хутбы.

Причинами, по которым дозволяется не пойти на джума-намаз, является: проливной дождь, слякоть, холодный ветер, сильное желание исполнить малую или большую нужду, сильный голод, жажда, боязнь за охраняемое, непреодолимая сонливость, ухаживание за больным, возле которого нет другого, или же если близкий человек находится при смерти, отсутствие одежды, в которой ты не стеснялся бы выйти, или же, если поел что-то, вызывающее изо рта неприятный запах (чеснок и т.д.).

Исходя из вышеперечисленного, военнослужащие и заключенные могут не совершать джума-намаз, а вместо него совершить обеденный. Если же получится так, что они смогут сами совершить его, т. е. соберутся 40 человек, правильно читающих Алхам, то они могут совершить его сами.

В этом случае они должны учесть, что если военная часть и зона находятся в населенном пункте, где также совершается джума-намаз, то после него они обязательно должны совершить и обеденный.

А если в этом районе не совершается джума-намаз или часть (зона) вне населенного пункта и все остальные условия соблюдены, то обеденный намаз не совершается, поскольку джума-намаз считается в этом случае действительным.

Что касается остальных рабочих, пожарников, то, если отлучение для джума-намаза не представляется возможным или в случае отлучения есть опасность неприятных последствий, то это также считается уважительной причиной, по которой дозволяется не совершать джума-намаз.

Чабаны и пастухи, если не могут отлучиться из-за боязни за стадо, или же некого оставить за себя, то им также разрешается не посещать джума-намаз, но они совершают обеденный.

Все изложенные в вопросах причины являются уважительными, по которым по Шариату дозволяется не пойти на джума-намаз.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.